| ||||||||||
Репортаж в номер На стройплощадке NICAВыход на стройплощадку ускорительного комплекса NICA. Что изменилось с августа прошлого года? Если не брать во внимание снежные сугробы, контур проекта стал проступать не только на плоскости земли, но и устремился вверх. Практически готов в бетоне тоннель полукольца W - стены уже освобождены от опалубки, установлены входные двери, пока временные. Прямо напротив входа на стройплощадку появилось самое высокое пока здание, в нем будет размещена система электронного охлаждения. Павильоны для детекторов MPD и SPD в разной степени обрастают арматурой, заливаются бетоном.
Подробности о строительстве рассказали заместитель главного инженера ОИЯИ Андрей Дударев, заместитель начальника ОКС Юрий Баландин, руководитель проекта со стороны генерального подрядчика ЗАО "ШТРАБАГ" Ульрих Вайнманн, руководитель строительства Михаил Веденин.
М.Веденин, А.Дударев, У.Вайнманн, Ю.Баландин. Охарактеризуете в целом, как продвигается строительство. У.Вайнманн: заливка плит основания для павильонов MPD и SPD закончена. Мы сейчас приступили к стенам, идет бетонирование нулевого цикла. Уже понятно, как визуально будут выглядеть приямки детекторов. Туннель готов - мы говорим о половине, о полукольце W - бетонные работы в нем закончены. Свайные работы для полукольца E также завершены, следующим этапом идут ростверки (верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку от несущих элементов здания - прим. ред.). Ростверки уже выполнили наполовину. В том числе возведено самое высокое на данный момент 20-метровое здание.
В связи с отставанием в прошлом году было принято решение вести параллельно работы по MPD и SPD. Как они продвигаются? У.Вайнманн: На обоих объектах сейчас идет армирование и бетонирование. В графике у нас главный приоритет имеет MPD. Поэтому насколько возможно увеличены ресурсы по MPD и параллельно ведется работа по SPD. Для MPD уже возведены две стены нулевого цикла. Готова плита основания SPD. Сейчас основные работы - бетонные. У нас здесь находится 80 рабочих субподрядной организации по бетонным работам (ООО "Следящие тест-системы"), они работают в две смены, но во время заливки больших объемов на 20-30 часов обеспечиваем круглосуточную работу. М.Веденин: чтобы обеспечить необходимые условия для схватывания бетона, для набора его прочности, специально устраивается обогрев. После заливки бетон накрывается специальным материалом, под ним поддерживается определенная температура. Сейчас порядка 25-28 градусов (на улице около минус 10). В теле бетона установлены термодатчики, можно контролировать процесс. Когда процесс гидратации завершается, температура падает, после этого мы можем приступить к разбору опалубки и увидеть готовое сооружение. При разработке составов бетонных смесей учитывались требования физиков и проектировщиков. Здесь бетон - это радиационная защита, он должен иметь определенную плотность и соответствующие прочностные характеристики, в том числе по раскрытию трещин.
Было время, когда на стройплощадке можно было увидеть полный цикл всех видов строительных работ. Сейчас картина изменилась? У.Вайнманн: в декабре производились земляные работы, сейчас еще ведутся свайные. В целом под основной тоннель сваи готовы. Первая субподрядная организация (ООО "Гидропромстрой"), которая выполняла работы по погружению основных несущих свай 40x40 см в количестве около 4500 шт., завершила работу. Последним этапом были погружены сваи в районе кабельной эстакады. Ближе к эстакаде погружение свай оказалось невозможным физически, машина таких габаритов не могла подобраться. А.Дударев: на площадку пришел новый субподрядчик, дубненская компания (ООО "Бетиз"), задача которой погрузить оставшиеся сваи для обстройки сечением 30x30 см тем же методом статического погружения. Это более легкая сваевдавливающая установка, относительно короткие сваи, то есть не такая сложная задача, как была с основными несущими сваями.
На стройплощадке. В 2017 году в процессе проектирования внутри кольца возникли еще несколько пристроек. Это так называемый байпас для криогеники восточного и западного полукольца - они должны быть соединены так, чтобы криогенные трубопроводы, кабели питания не проходили через павильоны детекторов. Потом также возникла пешеходная коммуникационная галерея для удобства обслуживания, чтобы персоналу было легче перемещаться внутри кольца, между противоположными сторонами. Она будет использоваться и для коммуникационных целей. Соответственно эти помещения и требуют новых свай. Каким будет следующий масштабный этап работ? У.Вайнманн: Мы провели тендер на изготовление и монтаж металлических конструкций здания (металлический каркас обстройки, балки, колонны, фермы). В конкурсном порядке выбрана дубненская субподрядная организация (ООО "ТЕМП-Сервис"), первая партия конструкций уже изготавливается на заводе. В апреле у нас начинается монтаж металлокаркаса в полукольце W. В прошлый раз мы говорили о новых коммуникационных сетях, проложенных на стройплощадке. Как они себя показали за это время? Ю.Баландин: это вопрос к тем, кто занимается эксплуатацией. В общем будет понятно, когда снег начнет таять. Это будет первое серьезное испытание. Работы по сетям можно считать законченными? А.Дударев: Нет, в этом году предстоит еще одна большая работа. Дело в том, что последние расчеты показали: тепловая нагрузка площадки ЛФВЭ удваивается в связи со строительством ускорительного комплекса, криогенной станции и проектируемым Центром NICA. Чтобы обеспечить эти потребности, необходимо выполнить реконструкцию одного из котлов Восточной котельной и проложить новую трассу, которая будет способна передать это количество тепла. Речь идет о наружной сети - от Восточной котельной до ввода на площадку. А на самой площадке будет просто новая теплосеть до 17-го корпуса и транзитом до этих новых объектов. Думаю, как только закончится отопительный сезон, начнем эту работу. Реконструкция котла Восточной котельной - это так или иначе плановая работа в соответствии с требованиями Ростехнадзора. Так же, как в ОГЭ несколько лет назад завершили постепенную реконструкцию Центральной котельной, длившуюся около 10 лет, теперь это предстоит сделать на Восточной. И потребности NICA подгоняют. Неоднократно отмечалось, что по ходу реализации проекта возникают новые работы, связанные с научной спецификой и не только... А.Дударев: да, например, одна из задач, которая возникла по ходу строительства, - павильоны детекторов должны быть хорошо экранированы, поскольку на детекторах будет находиться высокочувствительная электроника. Появилась необходимость в функциональном заземлении. Под приямком были задавлены в определенном порядке заземляющие стержни, в плите основания забетонирована специальная металлическая сетка, таким образом был создан дополнительный экран. Еще следует сказать, что нас ждет повторное прохождение экспертизы проекта, поскольку с 2013 года, когда было получено положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", многое поменялось, кардинально переработано. На сегодня генпроектировщиком ЗАО "КОМЕТА" уже выполнена корректировка проектной документации. Сейчас откорректированный проект на согласовании в ОИЯИ. В ФАУ "Главгосэкспертиза России" уже на рассмотрении обновленные результаты инженерных изысканий, выполненные АО "ГСПИ". По факту получения положительного заключения по ним мы зайдем в экспертизу с проектной документацией, включая смету. Осмотр строительной площадки завершился посещением туннеля полукольца. Начали возводить этот объект 16 декабря 2016 года. Сейчас это идеально ровные бетонные стены с отводками для коммуникаций. Длина уже выполненного в бетоне тоннеля - 200 метров, ширина 4,5 метров. Пока высота потолков 4,5 метра, но здесь еще на полметра будет приподнят пол, чтобы создать пространство для коммуникационных каналов.
В тоннеле. Еще несколько цифр, иллюстрирующих объем проведенных строительных работ:
Как пообещали руководители, в наш следующий визит уже можно будет увидеть стены MPD. Галина МЯЛКОВСКАЯ
|
|