Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 24 (4014) от 11 июня 2010:

Версия № 24 в формате pdf


У него было много планов...

Моя первая встреча с Алексеем Норайровичем произошла ровно 30 лет назад, когда я приступил к работе в ОИЯИ, приняв приглашение организовать исследования по радиобиологии на пучках тяжелых заряженных частиц.

Алексей Норайрович в тот период был главным ученым секретарем Института. Поскольку до этого я работал в Институте медико-биологических проблем Минздрава СССР, который возглавлял академик Олег Георгиевич Газенко, вместе с Норайром Мартиросовичем Сисакяном заложивший основы космической биологии и медицины, - то, конечно, в первую встречу с Алексеем Норайровичем мы говорили о роли Дубны в реализации первых космических полетов. Говорили о важной роли ускорителей ОИЯИ в моделировании биологического действия космических видов излучений. Академик О.Г.Газенко был близким другом семьи Сисакянов и очень любил Алешу. Когда незадолго до кончины Олега Георгиевича я рассказывал ему о проблемах космической радиобиологии в связи с марсианским проектом, он говорил, что надеется на Дубну и на Алешу, на его поддержку этих важных работ, и не раз повторял, какой прекрасный человек Алексей.

За все время работы в ОИЯИ я постоянно ощущал пристальное внимание А.Н.Сисакяна к нашим работам. Я рассказывал ему о наших успехах и всегда чувствовал неподдельный к ним интерес. Наш небольшой сектор, который возник в Лаборатории ядерных проблем более тридцати лет назад, постепенно превращался при активной поддержке Алексея вначале в отдел биофизики, потом в Отделение радиационных и биологических исследований и, наконец, в Лабораторию радиационной биологии. Он очень радовался, когда нам удалось получить в РАН статус "института со звездочкой", то есть лаборатория обрела право на научно-методическое руководство со стороны Отделения биологических наук РАН. Будучи членом Президиума РАН, он обсуждал с ведущими учеными страны не только проблемы фундаментальной физики, но и актуальные вопросы биологической науки и помогал нам во взаимодействии с РАН. У него было много планов по дальнейшему развитию нашего направления в Институте. Ужасно тяжело и несправедливо, когда так рано и на взлете уходят такие яркие и прекрасные люди.

Евгений КРАСАВИН


Редакция Веб-мастер