Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 12-13 (4002-4003) от 25 марта 2010:

Версия № 12 в формате pdf

Меридианы сотрудничества

ОИЯИ-БНЛ-ФНАЛ: подписаны соглашения

В конце февраля - начале марта вице-директор ОИЯИ профессор Р.Ледницки и советник директора Г.А.Козлов посетили Брукхейвенскую национальную лабораторию и Национальную ускорительную лабораторию имени Э.Ферми в США (см. №10 нашего еженедельника). Кроме участия в заседаниях ILCSC - управляющего органа проекта Международного линейного коллайдера и Международного комитета по ускорителям будущего ICFA, они провели ряд встреч с руководством и ведущими специалистами этих центров, обсудили перспективы развития взаимовыгодного сотрудничества. В результате было завершено подписание соглашений о научном сотрудничестве сроком на пять лет (документы подписаны руководителями ОИЯИ, БНЛ и ФНАЛ). О подробностях визита рассказывает профессор Рихард Ледницки.

В БНЛ Я УЧАСТВОВАЛ в традиционном ежегодном заседании ILCSC. Ситуация с проектом Международного линейного коллайдера такова, что пока не ясно, на какие энергии строить этот ускоритель. Чем выше энергия, тем лучше для физиков, но дороже проект. Сейчас пытаются найти какой-то оптимальный вариант этого соотношения. К тому же физики ждут результатов с Тэватрона Фермилаб и с LHC по поиску бозонов Хиггса. Когда заканчивал свою работу ускоритель LEP в ЦЕРН, физики просили дать им еще немного поработать: уже был намек на появление бозона Хиггса в районе 100 ГэВ, еще чуть-чуть и, возможно, он был бы открыт.

Сейчас на Тэватроне идут эксперименты при массе 120 ГэВ, но пока тоже - только указание на бозон Хиггса на уровне одного стандартного отклонения. Усилия двух коллабораций - CDF и D0, объединивших свои данные, возможно, смогут дать статистически верную, лучше, чем два стандартных отклонения, информацию о "Хиггсе". Во время нашего визита в Фермилаб мы обсуждали эту проблему: можно ли увеличить достоверность этих результатов до трех сигма или больше, если Тэватрон продолжит работать и после сентября 2011 года, когда его планируют закрыть. Но поскольку на LHC уже получены первые данные и конкурентоспособность американского ускорителя с каждым днем падает, да и больше трех сигма на нем вряд ли смогут получить, то, скорее всего, его все-таки закроют в 2011 году.

А сообщество проекта ILC ждет информацию о той области энергий, где будут детально изучать бозон Хиггса в случае его обнаружения. При этом рассматриваются такие варианты энергии ускорителя: 500, 700, 1000 ГэВ в системе центра масс электрон-позитрон. Рассматривается и более пессимистический вариант: вообще не строить ускоритель на такие энергии, а создавать несверхпроводящий ускоритель на основе технологий CLIC или мюонный коллайдер.

ТУТ ЖЕ СОСТОЯЛОСЬ и очередное заседание ICFA. С сообщениями выступили представители ускорительных лабораторий мира. Я рассказал о новых проектах ОИЯИ, а информация о ежегодном увеличении на 20 процентов бюджета Института вызвала у всех присутствующих определенную степень зависти - с бюджетом сейчас у всех проблемы. В Фермилаб даже собирались сокращать штаты, но помогла антикризисная финансовая поддержка администрации Б.Обамы.

Директора ИЯФ (Новосибирск) А.Н.Скринский и ИФВЭ (Протвино) Н.Е.Тюрин рассказали о планах и проблемах своих институтов. И хотя их финансовое положение не такое хорошее, тем не менее, у ИЯФ есть проект создания с-тау-фабрики, аналогичной недавно запущенной в ИФВЭ (Пекин), но с большей светимостью. В Протвино пока таких масштабных планов не строят, там идет реорганизация. Н.Е.Тюрин рассказал о перспективах развития адронной терапии в ИФВЭ. Мы надеемся, что специалисты этого центра будут участвовать в проекте NICA, мы подписали с ИФВЭ соглашение о строительстве линейного ускорителя для этого проекта. Заметим, что с ИЯФ партнерское соглашение было подписано во время Ученого совета ОИЯИ.

На заседании также выступила Дж. Джексон - руководитель международного комитета по обмену научной информацией ведущих мировых центров, специализирующихся в области физики частиц и высоких энергий, куда входит и ОИЯИ. Была достигнута договоренность о проведении заседания этого комитета в Дубне, а возможность поближе познакомиться с нашим Институтом Дж. Джексон восприняла с радостью. Материалам этой поездки будет посвящен отдельный номер научно-популярного журнала "Симметрии", главный редактор которого - она же.

ДВА СЛЕДУЮЩИХ ДНЯ мы с Г.А.Козловым встречались с руководителями экспериментов и экспертами БНЛ. Как нам рассказал руководитель синхротронного источника Чи-Чанг Кам, экспериментальные возможности привлекают столько пользователей (более 2000 специалистов из 200 фирм), что в БНЛ заинтересованы в разделении области исследований между разными лабораториями. Возможно, такое сотрудничество было бы полезно и нашим специалистам в области физики конденсированных сред. Было интересно услышать о достижениях недавно построенного в БНЛ центра функциональных наноматериалов. Там получен монокристалл углерода в виде пленки, толщиной в один атом. А ее фантастические свойства уже воплощены фирмой IBM в новый сверхскоростной транзистор. Об этом нам рассказал руководитель теоретического отдела БНЛ Д.Харзеев. Соглашение о развитии сотрудничества в области нанотехнологий и новых материалов было включено в протокол о научном сотрудничестве БНЛ-ОИЯИ.

На встрече с руководителем ускорительного департамента БНЛ Т.Розером обсуждалось сотрудничество в области охлаждения пучков, важное и для экспериментов на RHIC, и для проекта NICA. Не осталась в стороне и ключевая проблема - светимости. Сейчас в Брукхейвене идут эксперименты с понижением энергии коллайдера, и при этом его светимость значительно падает. В будущем надеются ее поднять, а также надеются получить оборудование для охлаждения пучков из Фермилаб после закрытия Тэватрона. Но даже после этого светимость пучка RHIC останется на 2-3 порядка ниже, чем планируемая в проекте NICA. В подписанном протоколе отмечается участие специалистов БНЛ в разработке различных узлов для нашего проекта, их наладке и тестировании как в Брукхейвене, так и в Дубне.

С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ директора БНЛ по физике высоких энергий и ядерной физике С.Вигдором обсуждалось возможное сотрудничество в областях энергий проекта NICA. Объявленные недавно два открытия, сделанные в БНЛ (см. №7 нашего еженедельника - О.Т.), еще ждут своего подтверждения. В лаборатории далеко не сразу решились объявить об этих достижениях, но все-таки сделали это, чтобы дать понять финансирующим организациям важность и актуальность проводимых исследований.

На встрече с руководителем коллаборации STAR Ну Шу и его заместителем Дж. Данлопом обсуждалось сотрудничество в рамках этой коллаборации, особенно по проблеме исследования смешанной фазы и поиску критической точки в сильных взаимодействиях с помощью низкоэнергетического сканирования. Для нас важно получать любую информацию, и не только об открытиях, из первых рук. Тем более что сейчас аналогичные подходы обсуждаются для исследований с помощью детектора MPD на ускорительном комплексе NICA, нацеленных именно на такую физику. Профессор Ну Шу стал членом ПКК по физике частиц, что также будет очень полезно в деле проработки программы будущих исследований на новом ускорительном комплексе ОИЯИ.

ЧТО КАСАЕТСЯ Фермилаб, то в этом центре планируют создание мощного источника интенсивных пучков протонов. С этим проектом руководство ФНАЛ связывает будущее своей лаборатории. Так, реализация проекта Х даст продвижение на рубеже интенсивности - одного из основных наряду с астрофизическим и рубежом высоких энергий, которые атакуют физики. Так что в этой ускорительной лаборатории имеется альтернативная стратегия, которая может стать главной, если не будет реализован проект международного линейного коллайдера. Ситуация с ILC такова: сейчас идет подготовка технического проекта, в случае положительного решения о его строительстве место размещения ускорителя будет объявлено не ранее 2013 года, потом 4-5 лет уйдет на строительство, еще два года - на ввод в эксплуатацию.

Наши встречи с экспертами в Фермилаб имели цель привлечь специалистов-ускорительщиков к разработке проекта NICA, обсудить текущее сотрудничество по экспериментам D0, CDF и открывающиеся возможности новых проектов лаборатории. Костяк ускорительщиков ФНАЛ составляют выходцы из Новосибирского ИЯФ, и директор Национальной ускорительной лаборатории П.Оддоне отмечал, что приход русских к ним активизировал текущую деятельность и сделал будущее лаборатории более ярким. Он считает политику прежнего руководства лаборатории, связывающую будущее ФНАЛ с одним только проектом ILC, не совсем правильной. Сейчас в Фермилаб видят свое будущее также в исследованиях на рубеже интенсивностей, и наличие высококлассных специалистов из России им очень помогает.

Мы встречались с ведущим специалистом ускорительного отделения С.Нагайцевым. Он руководит подразделением, занимающимся конструированием сверхпроводящих ускоряющих модулей для ILC. Даже если международный проект не будет реализован, эти технологии окажутся востребованными: кроме интересного проекта Х, открывающего новые перспективы нейтринной физики, в планах Фермилаб есть проект Mu2е - изучение очень редких переходов мю-мезонов в электроны на ядерной мишени. Такие процессы запрещены в Стандартной модели, но они открывают окно новой физике. Свое будущее Фермилаб видит также в мюонном коллайдере, который может заменить проекты линейных электронных ускорителей ILC и CLIC. Одна из причин закрытия Тэватрона - только эксплуатационные расходы на него составляют 27 млн. долларов в год. Эти средства после его закрытия можно перераспределить на новые проекты.

В беседах с нами руководители коллаборации CDF Р.Розер и коллаборации D0 - С.Солднер-Ремболд проявили большой интерес к участию ОИЯИ как в анализе данных этих экспериментов, так и в их наборе. В Фермилаб сейчас наблюдается некая "текучка" кадров, поэтому эксперты там на вес золота. Подписанное соглашение предусматривает участие специалистов ОИЯИ и в будущих проектах лаборатории. Один из ведущих специалистов, выходец из ОИЯИ, В.Ярба рассказывал нам, что ему очень пригодился в США советский стиль организации работ: "доверяй, но проверяй", - даешь задание, а потом проверяешь качество исполнения. В России такой принцип сейчас не везде работает - потеряна личная ответственность за конечный результат, а в США - еще как работает. Это, фактически, позволило ему руководить крупными проектами в США, не меняя "социалистических" подходов в работе. Он рассказал нам много полезного, посоветовал использовать в совместных проектах опыт Дубны в разработке криогенной техники, поскольку Фермилаб в этом испытывает потребность. Действительно, есть заинтересованность, например, в точных датчиках температуры, которые успешно создаются в ЛФВЭ.

Ольга ТАРАНТИНА


Редакция Веб-мастер