Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 3 (3993) от 22 января 2010:

Версия № 3 в формате pdf (~5.5 Mb)


Уроки человечности

13 декабря скончался профессор Цветан Вылов. Все болгарское землячество, его коллеги из отдела спектроскопии и радиохимии, Лаборатории ядерных проблем и дирекция Объединенного института выразили свои соболезнования детям Цветана Дмитриевича. Все мы испытали горестное чувство непоправимой утраты

Я приехала в Дубну десять лет тому назад вместе с мужем физиком. Не могу сказать, что этот город сразу мне понравился, все-таки, по моим представлениям, известный ядерный центр должен выглядеть иначе. Но то, что мне сразу бросилось в глаза, - это исключительная теплота людей, работающих здесь. Когда я спрашивала, например, где находится то или иное здание, та или иная улица, - их лица почти всегда светились улыбками. А я ощущала, что это не просто из вежливости, их сердечность действительно искренна. Дубна - может быть, и не самое перспективное место для молодых специалистов, но если ты действительно хочешь узнать людей, то здесь они все на виду. В большом городе или в столице, где все в первую очередь стремятся к большим заработкам, это почти невозможно. Кроме того этот город окружен специфической энергетикой, невероятной аурой, которая притягивает, даже если ты не связан с наукой. Да, Дубна не идеальна, но у нее есть одна непревзойденная черта - человеческая доброта. Цветан Дмитриевич являл собой одно из самых ярких проявлений добродушия.

Я познакомилась с профессором Выловым за несколько месяцев до того, как мы обосновались в Дубне. Он тогда был вице-директором ОИЯИ. В нашем землячестве была практика: все, кто приезжает из Болгарии, должны ему показаться. Он сразу поразил своей открытостью.

Шли годы, мы встречались нечасто, а потом так сложились обстоятельства, что мой муж иногда помогал ему в быту. Когда у меня было время, я приходила к ним. Цветан Дмитриевич был очень интересным собеседником. Всем своим примером он опровергал общие представления о консерватизме уже не молодых людей, занимающих высокие посты. Он любил говорить обо всем, обожал шутки. У него была тяга к философии и искусству. У него хранилось множество видеокассет с балетными спектаклями, других таких любителей этого искусства я не знаю.

Откуда у него бралось для всего этого время? Ему беспрерывно звонили по самым разным причинам, а, кроме работы, на нем была и больная жена... Но, видимо, его времени хватало - и для семьи, и для друзей, и для научных достижений.

Меня всегда восхищало его стремление помогать всем: и русским, и болгарам, и людям других национальностей. Он встречал их с улыбкой, полной сопричастности и понимания. Не отказывал в помощи: наоборот, ему было приятно помогать людям. Никогда не забывал дни рождения своих коллег, друзей...

Мне кажется, что для него не существовало плохих людей, человеколюбие было одной из определяющих основ его характера. "Откуда бралась эта невообразимая сила?" - часто спрашивала я себя, а для него это было естественно. Он всем приносил радость - своим коллегам, друзьям, знакомым, детям.

Цветан Дмитриевич был Человеком и жалко, что он умер так неожиданно. Но в нашей памяти навсегда останутся его искренняя улыбка, его прозорливый ум и его исключительная доброта.

Йорданка ВЕЛИЧКОВА


Редакция Веб-мастер