Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 43-44 (4033-4034) от 12 ноября 2010:

Версия № 43-44 в формате pdf

Молодежь и наука

О месте нейтронов в современных исследованиях

Вторая Всероссийская научная школа для молодежи "Современная нейтронография: фундаментальные и прикладные исследования функциональных и наноструктурированных материалов" проводилась в ОИЯИ с 25 октября по 1 ноября. Около 70 участников из университетов и исследовательских институтов Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Тулы, Воронежа, Москвы, Кемерово, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Самары, студенты УНЦ ОИЯИ, Университета "Дубна" и НИИЯФ МГУ приняли участие в ее работе. По сравнению с первой Школой, число участников выросло в полтора раза, расширилась и ее география.

Усилился не слабый и по прошлому году лекторский состав: четыре академика РАН и АН Украины, четыре члена-корреспондента РАН - таким уровнем лекторов может похвастать далеко не каждая школа для студентов и молодых ученых. Почему занятые научной, преподавательской и общественной работой специалисты находят время, чтобы потратить его на молодых? С этого вопроса я начинала каждое интервью.

Член-корреспондент РАН профессор В.В.Квардаков (РНЦ "Курчатовский институт") прочитал для участников школы лекцию "Исследования функциональных и наноструктурированных материалов методами рассеяния синхротронного излучения и нейтронов":

- Я сам когда-то работал на нейтронном реакторе ИР-8 в "Курчатовском институте", с этим связано много воспоминаний. С 1999 года занимаюсь синхротронным излучением на нашем источнике, был заместителем директора, затем исполнительным директором Курчатовского центра синхротронного излучения и нанотехнологий. Но связи с нейтронным сообществом сохранились. Да и близкие это области: нейтронные исследования и исследования с помощью СИ, - близкие и взаимодополняющие. Поэтому и научные сообщества должны друг друга поддерживать и дополнять исследования.

Сейчас в "Курчатовском институте" под руководством М.В.Ковальчука реализуется идея создания нанобиоинфокогнотехноцентра, в котором реактор ИР-8 и источник СИ будут объединены в единый комплекс и станут экспериментальной базой для исследований в этих областях и развития новых технологий. За этим центром - будущее. А такое длинное название потому, что на наноуровне сложно разграничить отдельные науки и технологии, - этот центр будет проводить не только физические, но и биологические, генетические, нейробиологические исследования. Такое объединение может привести к прорывным открытиям и созданию новых технологий.

Как вы оцениваете решение создавать "Сколково" в чистом поле, почему бы не развивать уже работающие научные центры?

Поднять новое знамя в новом месте - в этом есть определенный импульс, некий стимул для всех. А выделить один центр, значит - обидеть другие и такого стимулирующего эффекта точно не будет. Конечно, возникает вопрос наполнения "Сколково" кадрами, но, наверное, пока его будут строить, и эта проблема решится. "Курчатовский институт", кстати, может стать экспериментальной площадкой для "Сколково" - вместе со специалистами Новосибирского ИЯФ имени Г.И.Будкера мы планируем создать новый мощный источник СИ - "Марс". Конечно, основную роль в этом проекте играют новосибирцы, мы им будем помогать. И эта установка может стать ядром для "Сколково".

Нашел время, чтобы прочитать лекцию о высокотемпературной сверхпроводимости и член-корреспондент РАН Е.А.Гудилин (МГУ):

- Эта школа - довольно известное мероприятие, к тому же у МГУ неплохие связи с ОИЯИ - поэтому я здесь. А в своей лекции я расскажу об одном высокотемпературном сверхпроводящем соединении - иттрий-бариевом купрате и попытаюсь на его примере показать, как можно изучать основы химии твердого тела. Это соединение было синтезировано в широком комплексе разных методов, поэтому представляет собой хороший объект для изучения студентами. Заодно я расскажу о развитии этих химических и физических методов. Соединение сложное и многообещающее, на нем сломано много копий. Наверное, сегодня нет другого такого соединения, которое бы сочетало столько интересных свойств и сложных методов получения. Оно стало хорошей школой - как научиться работать с вновь открытыми ключевыми материалами - для всего научного сообщества. В этой области сверхпроводимости и высокотемпературной сверхпроводимости уже получены шесть нобелевских премий.

Академик РАН, председатель инновационно-технологического центра РАН В.М.Бузник посвятил свою лекцию фторполимерным материалам:

- У нас была договоренность с А.Н.Сисакяном о привлечении интеллектуального потенциала ОИЯИ в наши исследования, одним словом, я здесь завлекал людей в наше некоммерческое товарищество "Фторполимерные материалы и нанотехнологии". Эта виртуальная структура - наиболее реальный, а, возможно, и единственный выход в создавшейся сегодня ситуации, позволяющий сочетать и дополнять материальные, кадровые и интеллектуальные ресурсы отдельных институтов. Это важный момент - не только инструментарий, кадры, но и поиск объектов исследования, причем, не только с фундаментальной точки зрения, но и с прикладной. В нашем товариществе научные задачи идут именно от потребностей рынка. Я сам так и не смог окончательно уйти в бизнес, остаюсь в науке, пытаясь сочетать и то и другое.

Я считаю, что исследователя нужно обязательно знакомить с тем, что делается в инновационном пространстве, в душу ему закидывать новые идеи, но и на производстве должны думать о новых идеях. Нужно развивать и ту и другую составляющие. К сожалению, существует мнение, что для решения наших проблем лучше пригласить специалистов из-за рубежа. У нас есть творческая среда, которую необходимо ориентировать на решение прикладных задач, поэтому чрезвычайно важно найти интерес в фундаментальных исследованиях, имеющих перспективу в виде инновационного продукта. И призывы звучат хорошие, но с реальными делами они не совпадают.

А теперь познакомимся и с участниками школы. Аспирантки кафедры математической физики и сотрудницы лаборатории математических моделей физико-химических процессов в многофазных средах Уральского госуниверситета (Екатеринбург) Елена Пьянзина и Екатерина Крутикова:

- Нам понравилось на прошлой школе, поэтому мы приехали и в этом году. Лекции разнообразные и интересные. Запомнилась лекция В.В.Квардакова о синхротронном излучении, теперь стало окончательно понятно, что это такое, хотя мы больше работаем с нейтронами. Интересно рассказывал о малоугловом рассеянии нейтронов М.В.Авдеев. Хорошо, что в программе предусмотрены и специальные лекции по нейтронографии, и лекции для общего развития, знакомящие с современными проблемами науки. Интересной оказалась лекция о вирусах, хотя это и не наша тематика. В прошлом году после вашей школы мы поехали на аналогичную в Питер. Школа в Дубне выигрывает - она более адаптирована для молодых людей, менее узкоспециализированная.

Аспирантки-сотрудницы ПИЯФ Надежда Губанова и Надежда Потапова:

- Самые интересные для нас лекции - по разным методам нейтронных исследований - еще впереди. Первая из них, по малоугловому рассеянию, нам понравилась. А вообще, здесь получаешь большой объем новой информации, сходу трудно все переварить. Но даже лекция о вирусах понравилась, мы какие-то моменты потом обсуждали, несмотря на то, что наши исследования далеки от этих вопросов. С любым лектором можно было поговорить, получить ответы на конкретные вопросы. Хорошо, что на школе организованы лабораторные работы, но было бы еще лучше, чтобы каждый мог работать за компьютером и все остальное попробовать самостоятельно сделать.

- Мне самой доводилось заниматься организацией конференции, - добавляет Надежда Губанова, - и знаю, насколько это тяжело. Здесь все было очень хорошо организовано, начиная от встречи участников и заканчивая ежедневной работой оргкомитета. Большое спасибо ребятам.

Третьекурсник Университета "Дубна" (кафедра нанотехнологий и новых систем) Дмитрий Чайковский:

- На этой школе я много узнал о методах исследований материалов с помощью нейтронов, познакомился с принципом работы реактора ИБР-2. Это как раз по моей специальности, надеюсь использовать возможности реактора в моей будущей работе. Вообще, школа понравилась, хороший преподавательский состав, интересные, расширяющие кругозор обзорные лекции. Лабораторные тоже оказались по моей специальности - я сам рассчитывал структуру веществ по экспериментальным данным, которые нам давали. Так что, очень доволен.

Заместитель председателя оргкомитета школы доктор физико-математических наук Д.П.Козленко (ЛНФ):

- Эту школу мы проводим второй год подряд, возобновив прервавшуюся несколько лет назад по ряду причин традицию лаборатории. Сейчас хорошую поддержку мы получаем через новую Федеральную целевую программу "Кадры". Если в программе первой школы мы делали упор на междисциплинарность исследований, то есть стремились показать, что можно сделать с помощью нейтронов в разных областях, то в нынешней - на исследования наноструктурированных и функциональных материалов, сделав тематику более специализированной. Лекторы школы - авторитетные ученые из тех областей науки, где методы рассеяния нейтронов востребованы или имеют перспективы для использования, а также ведущие специалисты в области нейтронографии и взаимодополняющих экспериментальных методик. Важно показать молодым участникам, какое место занимают нейтроны в ряду других исследовательских методов, в том числе основанных на использовании синхротронного излучения, для решения актуальных научных проблем. Полученные на лекциях знания закреплялись в лабораторных работах, где участники школы могли увидеть, что извлекается из эксперимента и как эту информацию использовать для конкретных исследовательских целей.

Нейтроны сейчас востребованы в исследовании новых материалов для решения задач энергетики, хранения информации, наноэлектроники и других. Это актуальные направления развития современной науки и технологий, поэтому необходимо дать молодым специалистам и студентам представление о важности нейтронных исследований.

Ольга ТАРАНТИНА, фото Павла КОЛЕСОВА.
 


Редакция Веб-мастер