Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 10 (4000) от 12 марта 2010:

Версия № 10 в формате pdf


Памяти товарища

От нас ушел специалист мирового класса, человек яркого таланта, большой души, трепетно воспринимавший все успехи и неудачи советского периода в нашей стране, отразивший свои переживания в замечательных стихах.

Ушел из жизни еще один ветеран Великой Отечественной войны - Евгений Петрович Устенко. Он был известным изобретателем - автором около 10 изобретений.

Нас в Дубне было три семьи: семья Устенко (жена Галя и сын Виталий), семья Беляевых (жена Люся и девочки Лена и Таня), семья Исаевых (жена Зоя и дети Лиза и Алеша). С 1955 года мы всегда были вместе, и наши дети всегда были с нами, с родителями: теннис, шахматы, волейбол, велосипеды, лыжи... На глазах детей родители строили свою жизнь, вели споры по науке, истории, литературе, спорту, искусству, социальным проблемам нашей страны.

И Устенко, и Беляев, и я отмечали дни рождения членов наших семей и другие праздничные события стихами.

Евгений Петрович писал стихи как профессионал: для себя, для ДУСТа, для газеты, стихи лирические, шуточные, на научные темы, на злобу дня. Беляев и я - стихи "развлекательные".

Около двух лет назад я цитировал одно из стихотворений Евгения Петровича на научных конференциях в Москве, Протвино и Дубне. Оно удивительно точно отражает глубину научных проблем:

    В гореньи мысли нестерпимо ярком
    Как осознать бездонность черных дыр,
    Загадочность невылетанья кварков
    И тахионно-беспричинный мир?
    Взболтнув случайно радужный шампунь,
    Вдруг осознать на той модели пенной,
    Что музыка релятивистских струн
    Вспухает раздуваемой Вселенной.
    И где-то там, в космической дали,
    Где солнышка ничтожная лучинка,
    Кружит живая, теплая песчинка -
    Земля, и мы в объятьях той Земли!

Хотел ли Евгений Петрович подчеркнуть беспомощность человеческих усилий познать тайны бесконечно большой величественной Вселенной или, наоборот, подчеркнуть величие человеческой мысли, проникающей в глубины бесконечной Вселенной, - я не успел с ним обсудить. Но то, что эти стихи производят глубокое эстетическое впечатление, - несомненно.

4 августа 1971 года отмечалось 48-летие Евгения Петровича. Представители старшего поколения знают, что Лаборатория высоких энергий создавала жидко-водородную камеру "Людмила" для облучения на ускорителе в Протвино, на которой потом было получено много ценной научной информации. Евгений Петрович был главным инженером этой установки.

К этому дню рождения и два года спустя - к 50-летию я написал стихи, фрагменты которых воссоздадут некоторые вехи биографии друга:

    Герой считал, что он красивый,
    И пять-шесть лет тому назад
    Связался с знатною "Людмилой",
    И стала жизнь - не жизнь, а ад.
    Меж ними все рождало споры
    И к размышлению вело...
    И раздражали договоры,
    Плоды наук, добро и зло...

* * *

    Каждый день велосипедный
    Совершает бег победный:
    ЛВЭ - домой, обедать,
    И обратно в темпе едет,
    Совершает сей пробег
    В дождь, и солнце, слякоть, снег...

1 марта 2010 года все ушло в вечность. Нет Беляевых - Льва и Люси, нет моей жены - Зои, и нет Евгения Петровича Устенко, а его жена Галя серьезно больна и уже не встает с постели.

Но очень хочется верить, что Лаборатория физики высоких энергий не забудет своего ветерана и издаст сборник его стихов (а если сохранились материалы - то и текстов для ДУСТа) - это издание оставило бы светлое имя Евгения Петровича Устенко навечно в памяти потомков.

Пусть земля будет ему пухом.

Профессор П.С.ИСАЕВ, участник Великой Отечественной войны.


Редакция Веб-мастер