Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 49 (3988) от 11 декабря 2009:

Версия № 49 в формате pdf (~0.8 Mb)

Спецприложение:

Спецприложение в формате pdf (~0.2 Mb)

Год академика Боголюбова

Наследие Учителя

      Учитель, таинство твое
      Я понял лишь сейчас:
      Ты не ушел в небытие,
      А растворился в нас
          А.Н. Сисакян

Как-то в начале лета мне повстречался в ЛТФ академик А.Н.Тавхелидзе. После традиционных приветствий и общих фраз Альберт Никифорович неожиданно спросил: "А как вы думаете, в чем состоит главное отличие школы Боголюбова от других российских научных школ?". Признаюсь, этот вопрос слегка меня озадачил. В голове пронеслись возможные ответы, например, широта научных тематик, активное международное сотрудничество и нечто подобное. Но ведь то же самое присуще и многим другим научным школам. К тому же вопрос был задан как раз в период активной подготовки к мероприятиям, посвященным столетию со дня рождения Н.Н.Боголюбова. Зная Альберта Никифоровича как мудрого человека, можно было сразу понять, что вопрос задан неспроста, и банальные причины требовалось отмести сразу. Впрочем, пауза была недолгой, и он сам дал ответ: "Это единственная школа, ведущие российские представители которой в полном составе остались и работают в России".

Такой внешне простой ответ навел на серьезные размышления: а ведь действительно так! Трудно переоценить значение данного факта для сохранения и развития науки в Дубне и в России в целом. Нашему Институту удалось пережить тяжелейший период середины 90-х. Еще совсем немного времени прошло со дня кончины Николая Николаевича, и это была фактически первая проверка на прочность ОИЯИ и школы Боголюбова. С огромным трудом и с немалыми потерями Институт все же выстоял и сохранил ключевых специалистов. На мой взгляд, большую роль здесь сыграли два фактора: титанические усилия дирекции ОИЯИ во главе с В.Г.Кадышевским и особый научный микроклимат Дубны. Удивительно, что, несмотря на трудные времена, Институт продолжал думать о будущем. В 1994 году при значительном участии и поддержке ОИЯИ был организован Международный университет "Дубна", пятнадцатилетие которого мы отмечаем в этом году. Постепенно в университете стали формироваться базовые кафедры ОИЯИ, и сегодня, как результат, мы имеем устойчивый приток молодежи. Без этого немыслимо развитие Института.

Важно, что у нас никогда не было пустых коридоров, как во многих академических институтах того периода. И здесь главную роль сыграл тот уникальный микроклимат, который был сформирован в ОИЯИ при Боголюбове и который удалось сохранить его ученикам и последователям. Его суть трудно охарактеризовать словами, но достаточно выслушать мнение любого российского или иностранного специалиста, хотя бы недолго поработавшего в Дубне. Все в один голос скажут, что Дубна - идеальное место для научной работы. К этому можно добавить, что в лабораториях Института царит атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки и помощи. Здесь не принято высокомерного обращения "сверху вниз". Любой студент или аспирант может зайти в кабинет именитого ученого и получить необходимую консультацию. Не много найдется мест в мире, где встретишь подобное. Поэтому Дубна притягивает, и, как правило, сюда возвращаются снова и снова.

При первой же возможности Институт заметно активизировал научную работу. Проходило формирование новых направлений исследований, существенной модернизации подвергались базовые установки ОИЯИ. С каждым годом Институт хотя бы на шаг, но продвигался вперед в своем развитии. Наконец, произошли долгожданные перемены, и в Институте заметно улучшилась финансовая ситуация. Следует отметить, что само по себе улучшение финансирования совсем не означает немедленного прогресса в какой-либо отрасли науки. Требуется подготовленная почва, то есть наличие специалистов, способных решить ту или иную научную проблему. Сохраненный в Дубне научный потенциал обусловил возможности постановки и решения новых стратегических задач фундаментальной и прикладной науки. Амбициозный проект NICA/MPD, проект DRIBs, установка ИРЕН, развитие Грид-сегмента ОИЯИ, проведение медико-биологических исследований на адронных пучках, наконец, принятое недавно решение о создании и развитии в Дубне Международного инновационного центра нанотехнологий стран СНГ - вот далеко не полный перечень новых направлений развития ОИЯИ.

В настоящий период Институт возглавляет А.Н.Сисакян, ученик Боголюбова, а в дирекции и лабораториях ОИЯИ продолжает работать плеяда блестящих ученых, формирование которых проходило под значительным влиянием Н.Н.Боголюбова и при его непосредственной поддержке. Мне не хотелось бы перечислять все имена, можно кого-то случайно пропустить и этим обидеть. Всем низкий поклон, ведь благодаря именно этим людям ОИЯИ и сегодня продолжает оставаться одним из ведущих мировых научных центров и способен проводить исследования по широкому спектру современных научных направлений.

Позволю небольшое отступление. Недавно в прессе появилось письмо-обращение российских ученых, работающих за рубежом, к президенту и правительству России, в котором выказана озабоченность состоянием отечественной науки. Действительно, есть серьезные проблемы. Однако ученые, работающие непосредственно в России, видят и понимают сложившуюся ситуацию изнутри, то есть гораздо лучше. И именно их мнение должно иметь решающее значение при определении стратегии дальнейшего развития науки в России.

Проходит время. Кого-то уже нет с нами, как, например, и моего учителя, В.К.Федянина, бывшего в далекие пятидесятые аспирантом Боголюбова. Заметно поседели ныне здравствующие ученики Боголюбова, и давно выросли и окрепли их собственные ученики. Многие из них стали лидерами научных направлений, кто-то возглавил исследовательские институты. Но все это ветви одного большого дерева, бережно взращенного Боголюбовым. Достигнуто главное: дело, которому преданно служил Н.Н.Боголюбов, продолжается и развивается. А это и есть залог бессмертия Учителя. Нельзя не согласиться с поэтическими строками А.Н.Сисакяна, совсем не случайно приведенными в эпиграфе. Николай Николаевич по-прежнему с нами, Николай Николаевич по-прежнему в нас. И есть уверенность, что так будет всегда.

В.ОСИПОВ, заместитель директора ЛТФ имени Н.Н.Боголюбова
Октябрь 2009.


Редакция Веб-мастер