Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 15(3954) от 10 апреля 2009:

Версия № 15 в формате pdf (~3.5 Mb)

Их имена - в истории науки

Мариан Даныш - наш Профессор

(Окончание. Начало в №12-13)

Во время пребывания в Дубне Мариан Даныш не терял связь со своей лабораторией в Варшаве, которой в это время руководил Ежи Геруля. Даныш на протяжении трех лет очень внимательно следил за работой своих сотрудников. Два-три раза в год он приезжал в Варшаву и детально обсуждал с сотрудниками их работу. Он очень быстро, буквально с первых слов, понимал суть дела и очень часто делал весьма существенные замечания.

В 1959 году Мариан Даныш возвратился в Варшаву, в лабораторию физики высоких энергий. Но еще ему предложили занять пост вице-директора по физике в Институте ядерных исследований в Сверке, освобожденный в связи с преждевременной кончиной известного физика Анджея Солтана. Мариан Даныш счел своим долгом принять это предложение. Он стал разделять свое время между административной работой и научными исследованиями по физике гиперфрагментов.

В 1963 году М.Даныш и Е.Пневски совершили очередное открытие - нашли у гиперядер изомерию, точно такую, как у обыкновенных атомных ядер. Это показывает, что лямбда- гиперон по своей природе близок протону и нейтрону. В том же году варшавским физикам еще раз повезло. Просматривая эмульсии, облученные пучком К--мезонов, они впервые нашли гиперядро нового типа, содержащее не один, а два лямбда-гиперона. Это открытие по праву считается достижением сотрудничества восьми лабораторий, но имена соавторов из Варшавы в опубликованной статье занимают первые места.

Одна из идей Даныша в то время состояла в развитии сотрудничества шести стран Восточной Европы по физике высоких энергий. Эта инициатива пользовалась успехом. По очереди в каждой из стран устраивались международные конференции, были налажены обмены физиками и научной информацией. При этом профессор Даныш не забывает об ОИЯИ. Он поддерживает контакты с дирекцией Института и директорами лабораторий, стремится к тому, чтобы визиты польских специалистов были полезны для обеих сторон. С мнением Даныша считались и в ОИЯИ и в Польше.

Столь же активно он развивал контакты с ЦЕРН. После запуска в 1959 году протонного синхротрона ЦЕРН испытывал недостаток физиков для обработки экспериментальных результатов. Даныш воспользовался этим. Он договорился с дирекцией ЦЕРН, что польские физики будут приезжать в Женеву как стипендиаты. Для Польши было очень важно и выгодно то, что они знакомились с экспериментальными новинками. Вклад польских физиков был для ЦЕРН столь существенным, что директор этого международного научного центра профессор В.Вайскопф предложил Польше статус государства-наблюдателя. Мариан Даныш сумел убедить польские власти принять это предложение, политически не очевидное. Даныш был делегирован от Польши в Совет ЦЕРН.

С 1962 года польские физики начинают возвращаться на родину из ОИЯИ и ЦЕРН. В Варшаве и Кракове образуются группы для обработки снимков с пузырьковых камер. Примерно в это время Мариан Даныш посылает в журналы свои последние статьи по гиперяадрам. Он очень заинтересован в работе группы молодых физиков, занимающихся обработкой снимков с пузырьковых камер. Встречался с ними еженедельно. Однажды Даныш нам сказал: "Теперь вы должны работать, а я - обеспечить вам хорошие условия работы". Но он заботился не только об этом - вместе с физиками продолжал обсуждать полученные результаты, иногда с ними спорил.

Отношение Мариана Даныша к своим молодым сотрудникам было неформальное, почти дружеское. Он часто приглашал нас к себе на ужин или выпить чаю. За столом мы редко говорили о работе. Даныш часто рассказывал об известных физиках, с которыми встречался, а мы знали их только как авторов статьей в научных журналах. Однажды Даныш привез из Москвы медвежье мясо. С трудом, но нашел повара, который еще помнил, как приготовить медвежью лапу. Повар работал недалеко от Варшавы, во дворце, принадлежавшем Польской академии наук. Мариан пригласил нас туда. Тот ужин всем нам особенно запомнился.

Даныш любил водить машину. Водил очень быстро, несмотря на качество дорожного покрытия. Однажды в Варшаву из Женевы приехал Леон Ван Хов, который позже стал директором ЦЕРН. Даныш предложил ему съездить на озера, километрах в двухстах от Варшавы, в его машине. По прибытии, отвечая на вопрос, как доехали, Ван Хов спокойно сказал: "Знаете, Мариан водит машину довольно странно. Такое впечатление, что он всегда ждет, пока проблема не станет интересной". Но Мариан никогда ни с кем не столкнулся. Правда, его машина была немножко поцарапана. Но это - из-за езды на охоту по лесным узким тропинкам.

Второй раз я услышал подобное замечание, когда мы ехали на конференцию восточно-европейских стран в Смоленице. По пути к Татранской Ломнице в машину Даныша подсел один из словацких физиков. На одной из остановок он робко обратился к водителю с вопросом: "Профессор Даныш, а вы знаете, что у нас в Чехословакии движение правостороннее?"...

Перед отпусками Мариан Даныш часто спрашивал нас, куда едем и где нас можно найти. Иногда посещал нас на два-три дня на озерах, на море или в горах.

После десяти лет работы на посту вице-директора по физике Института ядерных исследований Даныш попросил уволить его с этой должности. Это позволило ему провести два года в ЦЕРН. После возвращения в Варшаву он работал профессором в Варшавском университете. На пенсию ушел в 1978 году. За научные достижения сенат Варшавского университета присудил ему в 1977 году звание Почетного доктора - Doctor Honoris Causa.

Мариан Даныш был очень скромным человеком, равнодушным к наградам и высоким научным званиям. Он не получил ни кандидатской, ни докторской степеней. Но за свои научные работы стал профессором, был избран членом-корреспондентом, а затем и академиком Польской академии наук, членом Академии наук в Гейдельберге. Был удостоен государственных премий, избран членом многих зарубежных научных обществ.

Мариан Даныш был великим ученым. В конце семидесятых годов на вопрос, чем хотел бы заниматься если бы пришлось прожить свою жизнь еще раз, он ответил: "Я бы хотел снова только делать открытия". И в этом была суть его жизни.

Мариан Даныш ушел от нас 9 февраля 1983 года.

Академик Рышард СОСНОВСКИ (ИЯП, Варшава)


Редакция Веб-мастер