Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 49-50 (4039-4040) от 28 декабря 2010:

Версия № 49-50 в формате pdf

Комментарий на финише года

2011: концентрация ресурсов

Подводя итоги года, в том числе финансового, мы публикуем комментарий помощника директора ОИЯИ В.В.Катрасева к его докладу на ноябрьской сессии Комитета полномочных представителей. Этот материал вызвал оживленный интерес на недавнем заседании НТС ОИЯИ.

Год назад, в ноябре 2009 года, КПП принял Семилетнюю программу развития Института на 2010-2016 годы, концепция которой основана на концентрации ресурсов для обновления ускорительной и реакторной базы Института. Безусловно, важнейшим для успешной реализации масштабных задач семилетки является кадровый ресурс, подготовке которого в Институте уделяется большое внимание. Однако наличие и эффективное использование финансовых ресурсов в значительной мере определяет возможности научных коллективов строить современные, привлекательные для стран-участниц экспериментальные установки.

Напомню, что для расчетов Семилетней программы был использован принятый КПП в ноябре 2008 года бюджетный прогноз на все годы семилетки с ежегодным ростом бюджета Института. При этом динамика роста бюджета, с одной стороны, не должна была привести к резким изменениям взносов государств-членов Института, с другой стороны, обеспечить совокупно за все годы семилетки вложение средств в объеме около 300 миллионов долларов непосредственно в развитие установок и довести средний уровень расходов на одного научного сотрудника до принятых в мировых научных центрах величин.

Таким образом, первый и главный критерий для формирования бюджета 2011 года и ориентировочных размеров бюджета на 2012-2014 годы определяют Семилетняя программа развития ОИЯИ и финансовые ориентиры, установленные бюджетным прогнозом на 2010-2016 годы.

Второй важный критерий - пропорции расходов бюджета, в первую очередь, соотношение расходов на персонал (то есть кадровые ресурсы), это, прежде всего, оплата труда, - и расходы на материалы, оборудование и НИОКР (то есть ресурсы непосредственно для развития базы).

По сути дела, мы должны решать двуединую задачу повышения научной привлекательности Института - как наличием экспериментальной базы мирового класса, так и достойной оплатой труда.

И то и другое требует значительных финансовых средств. Наиболее оптимальным, обеспечивающим отмеченные выше условия реализации семилетнего плана, представляется следующее соотношение: 50 процентов - расходы на оплату труда; 30 - на материальные затраты и 20 - расходы на инфраструктуру Института. Эти пропорции легли в основу долгосрочной финансовой политики Института, и они стали базой при расчетах бюджета Института на следующий год.

Фактические расходы по оплате труда полностью соответствуют планам по труду. В 2011 году ФЗП в рублевом эквиваленте увеличивается на 11 процентов с 1 апреля. Кроме того, в связи с изменениями в российском законодательстве, на 8 процентов (с 26 до 34) увеличиваются отчисления в социальные фонды, что дополнительно увеличивает эти расходы примерно на 3 миллиона долларов.

Плановые расходы по всем услугам (электроэнергия, коммунальные услуги, транспорт, связь и прочее) в 2011 году увеличиваются на рост тарифов и стоимости услуг, либо на рост объемов.

Расходы на международное научно-техническое сотрудничество последние годы планируются на одном уровне, хотя значительные объемы дополнительно привлекаются для этих целей из программ и соглашений о сотрудничестве.

Несмотря на то что очень большой объем работ выполнен по капитальному и текущему ремонту имущества Института, на эти цели направлено в текущем году более 3 миллионов долларов, масштабность имущества и накопившиеся за прошлые годы проблемы требуют сохранения как минимум и на следующий год тех же объемов финансирования.

Ожидается значительное, почти в два раза, превышение расходов по социальной части бюджета. Это объясняется, с одной стороны, объемным пакетом услуг персоналу Института, включающему в себя льготы на путевки в санатории и дома отдыха, занятия физкультурой и спортом, компенсацию оплаты за проживание в специализированном жилом фонде и т. д., с другой стороны, невозможностью запланировать достаточное количество средств на эти цели. Как в бюджете текущего года, так и в 2011 году плановые цифры мы не смогли увеличить. Покрытие дополнительных расходов планируется осуществлять за счет внебюджетных средств. Кроме того, будет продолжена работа по оптимизации числа объектов социальной сферы, содержание которых осуществляется за счет бюджета.

В последние годы нам удалось преодолеть значительное отставание в оплате труда сотрудников ОИЯИ, и по итогам текущего года прогнозируется средняя зарплата около 24 тысяч рублей в месяц, равная средней по Московской области. В 2011 году наши возможности, с учетом роста отчислений в социальные фонды, не очень большие, как я уже отмечал выше, рост на 11 процентов, и средняя зарплата по 2011 году ожидается на уровне 26500 рублей в месяц, по научным сотрудникам - 36000 рублей в месяц.

В работе с персоналом проведено очень важное мероприятие - аттестация работников Института. За сухими цифрами результатов аттестации кроется огромная работа аттестационных комиссий, проанализировавших соответствие выполняемых обязанностей должностным инструкциям более чем двух тысяч человек. По подавляющему большинству персонала сделан вывод о соответствии занимаемой должности, хотя есть иные оценки.

В 2011 году в структуре расходов по статьям бюджета заработная плата будет составлять 49,6 процента от общих расходов, материальные затраты, НИОКР - 29,5, инфраструктура - 20,9. Такие пропорции полностью согласуются с финансовой стратегией, о которой я говорил в начале.

По сравнению с 2010 годом расходы на заработную плату в долларовом исчислении возрастут на 38 процентов (в рублях - на 22), на оплату электроэнергии и коммунальных услуг - на 21, совокупно по статьям, связанным с материальными затратами, НИОКР, проектными работами, сооружением зданий и технологических систем, рост составит 41 процент.

Эксплуатация и обслуживание базовых установок, как и прежде, будут осуществляться за счет использования средств, предусмотренных в соответствующем разделе бюджета, их развитие и модернизация отнесены в научные темы, а расходы по технологическому обеспечению включены в инфраструктуру лабораторий. Суммарно на эти цели планируется в бюджете 2011 года 31,75 миллиона долларов.

При условии регулярного и полного поступления взносов бюджет 2011 года позволит в значительной мере продвинуться в выполнении задач семилетнего плана. Дирекция приложит все силы, чтобы средства тратились эффективно.
 


Редакция Веб-мастер