| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | ||
№ 47 (3986) от 27 ноября 2009:
Версия № 47 в формате pdf (~4.9 Mb) |
Репортаж в номер Четыре трудных дняВ Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ за четыре дня удалось сделать то, что казалось невозможным, - демонтированы и вывезены на утилизацию гигантские электрогенераторы, питавшие когда-то энергией рекордсмен-синхрофазотрон.
- Каждый из пяти этих колоссальных агрегатов поражает воображение, - рассказал один из организаторов блестящей операции, ведущий инженер службы главного инженера ОИЯИ Дмитрий Михайлович Либерман. - Маховик генератора - это сплошной железный цилиндр двухметровой толщины диаметром два с половиной метра. Весит такая штука 56 тонн. Более пятидесяти лет назад все эти махины доставили на площадку ЛФВЭ по железной дороге - никакой другой транспорт не мог справиться с грузом такого размера и веса. Но с тех пор, как наша страна перешла на новые экономические рельсы, о железнодорожных, ведущих прямо в энергетический корпус синхрофазотрона размером с футбольное поле, соответствующие государственные ведомства заботиться перестали. Железная дорога к синхрофазотрону в запустении. А других транспортных возможностей у нас долгое время не было. Два года назад некие разрекламировавшие себя специалисты вызвались разрезать массивные маховики, чтобы демонтировать и вывезти их по частям. Однако их попытка принесла лишь вред - расплавленный в процессе резки металл едва не довел все здание до беды. Конечно, пришлось отстранить их от этой работы. И последние два года мы сами упорно бились над тем, как разобрать и вывезти эти грандиозные детали. Выход нашелся неожиданно. Оказалось, что разбирать массивные элементы генераторов вовсе не нужно. Компания "Орлан" из поселка Томилино Люберецкого района Московской области предложила продуманное до мельчайших деталей инженерное решение с использованием специального автотранспорта - длинномеров. Длинномерами в обиходе называют низкорамные автомобильные платформы для перевозки негабаритных грузов, скажем, экскаваторов и другой тяжелой строительной техники. Ведущий специалист ЗАО "Орлан" Игорь Александрович Тананов, посетив Дубну, чтобы исследовать подъездные пути, предложил сразу несколько типов длинномеров. Но неожиданно обнаружилась еще одна причина для сомнений - бетонные балки под въездом в энергетический корпус дали трещины, и никто не знал, как балки себя поведут, принимая на свои пожившие плечи груз тяжелого транспорта и железных гигантов. На каждую трещину в балках поставили по маячку-лепешке из алебастра. Мостовым краном, исправно работающим в энергетическом корпусе уже полвека, грузили по одному маховику на каждую платформу. Осторожно вели платформу к выходу и с замиранием сердца следили, не побегут ли свежие трещины по маячкам... Не переживайте, все обошлось. Маячки целы до сих пор, а циклопические сооружения, пройдя тихим ходом по Дубне, дождались за городом вечера, чтобы по просторной дороге отправиться на переплавку. Сослужат, выйдя из горнила в новом облике, еще кому-нибудь верную службу.
А наши физики на вырученные за металл солидные средства в освободившемся пространстве энергетического корпуса продолжат работу над созданием нового коллайдера NICA. За четыре ноябрьских дня проект NICA продвинулся на целый шаг вперед. Наталия ТЕРЯЕВА, фото Павла КОЛЕСОВА. |
Редакция | Веб-мастер |