Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 23(3962) от 5 июня 2009:

Версия № 23 в формате pdf (~7.2 Mb)

На заседании НТС ОИЯИ

"Международное сотрудничество - зеркало Института"

22 мая состоялось третье в этом году заседание Научно-технического совета ОИЯИ. Основной вопрос заседания - "Программа сотрудничества Института со странами-участницами и их лабораториями. Проблемы привлечения специалистов из стран-участниц и условия их работы в Институте".

С основным докладом "Сотрудничество с научными центрами стран-участниц" выступил Владислав Хмельовски. Свой доклад он построил как количественно-статистический анализ ряда показателей работы Института за 2007-2008 годы, не претендуя на особую его глубину и подчеркивая, что взят слишком короткий интервал времени. В качестве опорных показателей своего доклада В. Хмельовски определил следующие: количество институтов-партнеров ОИЯИ; количество сотрудников из стран-участниц; количество командировок; заинтересованность стран темами ОИЯИ; количество опубликованных совместных работ.

Приведу основные показатели. ОИЯИ сотрудничает с 761 институтом из 64 государств мира, в том числе, с 348 институтами в 18 странах-участницах, 78 институтами в 6 ассоциированных членах ОИЯИ, 335 институтами в 39 странах, не участвующих в Объединенном институте.

На 1 января 2009 года численность сотрудников Института из стран-участниц (кроме РФ) составляла 246 человек, или 9,65 процента от 2550 человек полного штата сотрудников. По статистике двух рассматриваемых лет можно говорить о стабилизации численности персонала из стран-участниц с небольшим трендом к ее снижению. Если рассматривать возрастное распределение сотрудников, то уменьшается количество молодых и наиболее продуктивных - средневозрастных сотрудников.

Тенденции в количестве командировок в ОИЯИ и из него, числе различных конференций и их участников за два прошедших года не прослеживаются.

Что касается заинтересованности разных стран научно-исследовательскими темами Института, то она определялась следующим образом. Были опрошены 158 сотрудников из стран-участниц. Анкетирование показало, что в области теоретической физики работают 18 сотрудников из 9 стран, физики элементарных частиц и релятивистской ядерной физики - 53 человека из 12 стран, ядерной физики - 39 из 14, физики конденсированных сред и радиобиологических исследований - 26 из 7, информационные сети и компьютинг интересуют 14 сотрудников из 9 государств, в образовательной программе не участвует никто. Всего же сотрудники из стран-участниц работают в 32 темах из 45, разрабатываемых в Институте.

По итогам 2008 года явными лидерами стали Болгария (24 сотрудника участвуют в 14 научных темах, 30 публикаций в реферируемых журналах), Польша (22 сотрудника - в 12 темах, 47 публикаций) и Украина (21 сотрудник - в 10 темах, 20 публикаций).

Статистика, в целом, получилась интересная, но какие-то выводы делать из нее сложно. Особых рецептов решения поставленной задачи, кроме общеизвестных, В.Хмельовски не предложил: модернизировать базовые установки в целях повышения привлекательности Института; время модернизации использовать для формирования международных коллабораций по подготовке будущих экспериментов на установках NICA, ИБР-2М, DRIBs-III; создать институт "резидентов" - опытных научных сотрудников, к которым приезжают молодые специалисты для проведения исследований, выполнения дипломных работ; развивать контакты со странами-участницами в области инноваций; развивать систему студенческих практик и школ с целью привлечения молодежи; использовать дубненские филиалы московских вузов и Университет "Дубна" для подготовки специалистов из стран-участниц; создать совет по сотрудничеству со странами-участницами при дирекции ОИЯИ, в который войдут ответственные за сотрудничество, руководители национальных групп и другие специалисты.

Содокладчиком по теме выступил Д.В.Каманин с сообщением "Система организации работы со странами-участницами". Он сделал акцент на работе с ассоциированными членами Института и странами, активно сотрудничающими, но не входящими в ОИЯИ. Д.В.Каманин предложил систематизировать подходы в работе с ассоциированными членами. "Не очевидно, что мы делаем все мыслимое, чтобы наши страны, особенно представленные немногочисленно, чувствовали себя в Институте комфортно".

Начавшаяся после выступлений докладчиков дискуссия показала, что равнодушных к обсуждаемой проблеме в зале нет. Приведу лишь некоторые из прозвучавших высказываний.

Д.В.Ширков: "Международное сотрудничество - зеркало Института, показатель эффективности его работы. Число стран-участниц растет, а число конференций снижается, число публикаций - тоже. Может быть, была взята не плохая выборка, может быть это катастрофа?.."

По поручению национальной группы болгарских сотрудников ее руководитель Николай Ангелов передал директору Института заявление, принятое на собрании землячества. По общему мнению болгарских сотрудников, перенос тяжести в плате за служебное жилье с квартиросъемщиков на лаборатории только обострил проблему. "Нам сейчас очень трудно вербовать новых сотрудников в ОИЯИ, а эта неразбериха с квартплатой только ухудшает ситуацию. В Болгарии сейчас уже нет былой когда-то очереди на поездку в Объединенный институт..."

Ю.Ц.Оганесян: "...А может быть и не нужно никого сюда вербовать, навязывать наш уровень быта. Специалисты из стран-участниц могут приезжать сюда на несколько дней на эксперименты, а поддерживать постоянную связь с коллегами из стран-участниц можно с помощью современных коммуникаций".

Иво Звара: "Все эти годы меня смущает не перестающее звучать в международном институте слово "иностранец". И в научном плане это имеет свои последствия: у "иностранца" снижается чувство ответственности за конечный результат".

Расставил все точки над i и подвел итог дискуссии директор ОИЯИ А.Н.Сисакян: "Многое осталось за рамками проведенного анализа. В последнее время бюджеты всех научных учреждений были секвестированы, нас это не коснулось. Новые страны проявляют интерес к сотрудничеству с ОИЯИ. И в свете этих событий особенно горько звучат слова Иво Иосифовича. Но если понимать ситуацию объективно, и об этом говорил Юрий Цолакович, более международного института, занимающегося научной деятельностью на постсоветском пространстве, нет. Дмитрий Васильевич прав: самое главное - та наука, которая здесь делается, те установки, на которые приезжают работать люди. Да, условия быта и работы не на должном уровне, необходимой пропаганды возможностей Института нет - это очевидно.

Вне поля зрения остались те преимущества, которые есть у нас по сравнению с блестящей международной организацией - ЦЕРН, у которой бюджет почти в 20 раз превышает наш. Я удивляюсь, как, имея такие скромные средства, нам удается получать результаты во всех направлениях на самых передовых рубежах науки. И еще одно преимущество, о котором здесь не было сказано. Институт содействует развитию науки в странах-участницах - сколько построено ускорительных центров, сколько физических кафедр открыто, сколько подготовлено студентов и дипломников! Только для Узбекистана было подготовлено 200 "остепененных" специалистов-физиков, фактически, создана ядерная физика в этой стране. Этой функцией - подготовкой кадров - не занимается никакая другая научная международная организация. А сейчас к этому добавляется инновационная деятельность Института.

Нам надо подумать, как наши преимущества усилить. И ни к чему создавать специальные советы, надо международному отделу наладить каждодневную работу со странами-участницами. Конечно, наличие общих с ЦЕРН стран в чем-то эту работу осложняет, как и бюрократическая система вокруг нас. А по поводу повышения платы за служебные квартиры - мы будем работать с ГРК. Если мы такие вопросы не будем оперативно решать, то начнем откатываться назад".

Ольга ТАРАНТИНА


Редакция Веб-мастер