Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 21(3960) от 22 мая 2009:

Версия № 21 в формате pdf (~6.9 Mb)

Проекты XXI века

NICA: движение к цели

Два года назад в ОИЯИ стартовал проект NICA, с которым связаны надежды Института на модернизацию и развитие домашней экспериментальной базы в области физики высоких энергий. Базовые установки в Дубне должны стать современными и решать масштабные и интересные задачи. Только так можно привлечь в науку перспективную молодежь.

Выбор пути

Жизнь - это развитие. И первые шаги на пути развития новой Лаборатории физики высоких энергий, объединившей ресурсы Лаборатории высоких энергий и Лаборатории физики частиц, уже дали неплохие результаты. Первый этап проекта NICA - модернизация нуклотрона - вдохнул жизнь в застывшую под тихой сенью сгустившегося леса площадку ЛВЭ.

Еще год назад, оказавшись за проходной на территории двух лабораторий, создавалось ощущение, что идешь по парку старого санатория, где веет покоем и вечностью. Сегодня там все пришло в движение - меняется облик аллей, работает техника, звучат молодые голоса.

Развитие - очень сложный процесс. Трудности на этом пути неизбежны. Непросто выбрать, куда идти, - собственные возможности небезграничны, а цель должна быть яркой. Когда цель выбрана, надо собрать воедино все силы, чтобы не растратить их понапрасну. А уж если тронулся в путь, то надо пройти его до конца, со всеми приключениями и ловушками, которые расставит на нем судьба. И дубненским ли физикам, в годы разрухи под руководством академика А.М.Балдина запустившим уникальную машину - нуклотрон, не знать об этом? Ведь возможности этой машины, ограниченные былым недофинансированием, далеко не исчерпаны.

И вот путь выбран - модернизированный нуклотрон станет основой нового ускорительного комплекса NICA, который к тому же вдохнет новую жизнь и в памятник науки - синхрофазотрон. В корпусе легендарного ускорителя будет расположен элемент комплекса NICA - бустер. Полным ходом идут работы по модернизации нуклотрона: принципиально улучшен вакуум в кольце, полностью модернизирован криогенный комплекс - сердце сверхпроводящего ускорителя. Обновлена система питания, устанавливается современное диагностическое оборудование, идет работа по созданию нового источника ионов. Параллельно продвигается разработка технического проекта ускорительного комплекса NICA и концептуального проекта экспериментальной установки.

Решение таких масштабных задач невозможно без концентрации сил. И Лаборатория физики высоких энергий приступила к консолидации своих возможностей. Что значит "возможности"? Умные головы, мастеровитые руки и финансовые ресурсы. Несмотря на кризис, стараниями дирекции ОИЯИ финансы для развития у ЛФВЭ сегодня есть. На модернизацию нуклотрона выделено более полутора миллионов долларов. Главное - кадры. Они, как известно, в любое время решают все.

Кадры

Коллектив Лаборатории физики высоких энергий сегодня насчитывает 860 человек. Из них 140 - моложе 35 лет. Это и научные сотрудники, и инженеры, и рабочие. С нынешнего года в Институте действует специальная программа поддержки наиболее ярких молодых специалистов, причем, не только с высшим образованием. Например, для квалифицированных рабочих Лаборатории физики высоких энергий, стремящихся к овладению новыми технологиями, выделены три годовых гранта дирекции ОИЯИ по 5000 рублей в месяц. Еще один такой же грант установила дирекция ЛВФЭ. Успехи и рвение в работе молодых ученых и инженеров также отмечаются присуждаемыми ежегодно Лабораторией физики высоких энергий премиями имени М.А.Маркова и В.И.Векслера. Причем политика доверия молодежи и ее поддержка в ЛФВЭ не ограничивается исключительно материальной стороной. Здесь никого уже не удивляют 30-40-летние руководители.

"В центре "NICA", созданном в рамках лаборатории, над проектом нового ускорительного комплекса и экспериментальных установок работает несколько групп высококлассных специалистов из разных лабораторий Института, - рассказал корреспонденту еженедельника ученый секретарь ЛФВЭ Дмитрий Пешехонов. - Это теоретики, программисты, специалисты по ускорительной технике, методисты и физики-экспериментаторы. Общее руководство центром NICA осуществляет профессор А.С.Сорин. За разработку важнейшего элемента комплекса, многоцелевого детектора MPD, отвечает профессор В.Д.Кекелидзе. Работами по созданию ускорительного комплекса соруководят профессора И.Н.Мешков и А.Д.Коваленко. Строительство современных экспериментальных установок невозможно без детальной технической проработки, и лаборатория старается привлекать наиболее квалифицированных инженеров-конструкторов. Один из них, Николай Топилин, вернулся в Дубну из Швейцарии, где, работая в ЦЕРН, отвечал за создание торцевой калориметрии установки ATLAS на Большом адронном коллайдере. Сегодня он - главный конструктор комплекса NICA. То, что в Дубну возвращаются конструкторы, - хороший знак. Ведь именно они массово уехали на Запад, когда стала разваливаться российская наука. А там их высокая квалификация была и остается востребованной. Раз едут в Дубну, значит, мы на верном пути, значит, Институт развивается и обретает новую жизнь".

Каждый, кто знаком с историей вообще и историей науки в частности, наверняка знает, что перспективы открываются там, где есть простор для творческих идей. Но любая творческая идея становится осуществимой лишь тогда, когда она подкреплена высоким уровнем профессионализма тех, кто над ней работает, и постоянной готовностью осваивать новое и идти вперед. Или работа по Гамбургскому счету, или...

Чтобы консолидировать кадровые ресурсы и создать единую команду, нацеленную на успешное решение стоящих перед лабораторией задач, с начала года в Лаборатории физики высоких энергий проходят выборы на должности научных сотрудников, а в конце года начнется и аттестация всех сотрудников.

"Этот процесс, видимо, окажется довольно чувствительным для некоторых сотрудников, - поделился своими раздумьями директор ЛВФЭ профессор Владимир Кекелидзе. - Но, работая в международном институте, человек не может заниматься, чем он хочет. Определены направления стратегического развития Объединенного института, учитывающие интересы стран-участниц, наши возможности, традиции, научные школы. И если мы хотим, чтобы наш Институт развивался успешно, мы должны им следовать. Для международного института, каковым является ОИЯИ, модель американских университетов, где сотрудник с помощью выделенного ему персонального гранта может вести исследования на интересную лишь ему и его небольшой группе тему, не подходит. И ЦЕРН с его жестко регламентированной тематикой исследований - тому пример. Сегодня мы хотим так организовать нашу жизнь, чтобы наши специалисты имели в Дубне современные базовые установки, позволяющие изучать наиболее актуальные проблемы современной физики высоких энергий, а не ограничивались участием в проектах, осуществляемых в крупнейших западных центрах".

Нуклотрон

К 2015 году бюджет ОИЯИ должен достигнуть 200 миллионов долларов. Для сравнения, это уже не на порядок, а всего лишь вчетверо меньше бюджета такого мощного всеевропейского научного центра, как ЦЕРН. И увеличивающееся финансирование Объединенный институт должен оправдывать своими достижениями. В данный момент от успеха модернизации нуклотрона зависит успех всего проекта NICA, уже поддержанного российским руководством. И несмотря не имевшийся у некоторых скепсис, нуклотрон довольно быстрыми темпами обретает новое, современное качество.

"Ускорительное отделение ЛФВЭ под руководством талантливого организатора, прекрасно подготовленного физика и инженера, 33-летнего Григория Трубникова уверенно, шаг за шагом проводит глобальную ревизию всех систем нуклотрона. Дело идет как никогда успешно", - считает профессор Владимир Кекелидзе.

Обновляются, приобретая современный вид, помещения корпуса синхрофазотрона и нуклотрона. Новое оборудование, которым оснащается нуклотрон, уже рассчитано на потребности всего ускорительного комплекса NICA. Например, с учетом этих потребностей модернизирована вакуумная система нуклотрона. С помощью техники, поставленной из Чехии, достигнуты такие параметры вакуума, что нуклотрон уже способен ускорять тяжелые ионы инертных газов. Возможности установленных вакуумных насосов составляют 85 процентов от потребностей коллайдера NICA. До совершенства осталось совсем немного.

С прицелом на ускорительный комплекс NICA совершенствуется и криогенная система. Новое сверхсовременное оборудование содержит множество ноу-хау и поэтому требует тонкой настройки. Эти работы ведутся в настоящее время совместно со специалистами предприятия "Гелиймаш", к слову, крупнейшего поставщика гелия в Европе и, в каком-то смысле, законодателя мод в этой области.

Вторая жизнь синхрофазотрона, в ярме которого разместится бустер коллайдера NICA, не изменит привычной внешности памятника науки. Сечение канала бустера, где будет мчаться пучок частиц, в сотню раз меньше сечения канала синхрофазотрона. Так что расширять нутро заслуженного прибора, которое уже освобождают от медных обмоток магнита-рекордсмена, не придется. А ярмо синхрофазотрона послужит дополнительной биологической защитой от радиоактивного излучения.

Площадка

Если человек начинает следить за своей внешностью, значит, он включается в активную жизнь. Вот и площадка Лаборатории физики высоких энергий стала "чистить перышки". Руками сотрудников лаборатории лес очищается от мусора, отступает от аллей густая поросль, восстанавливаются и устанавливаются бордюры тротуаров. Каждый день наводить порядок на территории лаборатории выходят 20 человек из всех категорий сотрудников. Даже в праздники работа не прекращалась. Эстафету подхватили добровольцы из числа научных сотрудников. И это дело, казавшееся неподъемным, тоже сдвинулось с места.

Так что, главное - поверить в свои силы и упрямо идти к цели. И она обязательно покорится.

Наталия ТЕРЯЕВА

P.S. Редакция и далее планирует регулярно информировать читателей о ходе работ по проекту NICA.


Редакция Веб-мастер