Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 51-52 (4393-4394) от 25 декабря 2017:


№ 51-52 в формате pdf
 

Из дальних странствий возвратясь

Ищите достопримечательности... под землей

Знакомимся с метро двух европейских столиц

"Гжельская" роспись станции метро в Стокгольме.

Метро в тех городах, где оно есть, упрощает передвижение по большому городу всем, а особенно туристам. Когда впервые спускаешься в пражское метро, то возникает ощущение, что оказался в московском: такие же широкие, просторные, с высокими потолками станции на два перрона, какие редко где еще увидишь в Европе. Пражское метро - единственный метрополитен в Чехии, седьмой по годовому пассажиропотоку в странах Европы, как сообщает Википедия. Первое предложение о строительстве метро в Праге было выдвинуто в 1898 году, вскоре после открытия будапештской подземки. Подготовительные работы начались до Второй мировой войны, продолжились в конце 1940-х годов, однако строительство началось лишь в 1966-м, причем вначале - как трассы подземного трамвая.

Строительство метрополитена велось в сложных геологических условиях при помощи советских специалистов и проходческой техники. Первый участок метро был открыт 9 мая 1974 года, в 29-ю годовщину освобождения Праги Красной Армией. Строительство линии "А" потребовало решений непростых задач прокладки тоннелей под рекой Влтавой и исторической частью города. Для этого использовались особые механизированные тоннельные комплексы, исключившие взрывные работы при проходке тоннелей. Из СССР на строительство линии "А" были поставлены 43 тыс. тонн чугунных тюбингов, 21 эскалатор, турникеты и другое оборудование.

В 1990 году, после "бархатной революции" в ЧССР, 11 станций, названия которых несли революционную, коммунистическую или советскую символику, были переименованы. Так, станция "Московская" ("Moskevska") стала называться "Ангел" ("Andel") по соответствующему названию дома и перекрестка в центре района Смихов. В ее строительстве участвовали советские архитекторы, в оформлении станции были использованы ценные породы мрамора из СССР. Станция "Московская" стала своеобразным подарком для Праги. В ответ чехословацкие архитекторы разработали проект станции "Пражская" в Москве, которая до сих пор сохранила свое первоначальное название и оформление. Интерьер южного вестибюля станции "Andel" сохранился практически в первозданном виде: стены из красного мрамора, который перекликается с геометрическим узором пола, бронзовая скульптура и надпись "Moskva - Praha", напоминающая о периоде чехословацко-советской дружбы при строительстве метрополитена. Мы жили рядом и пользовались этой станцией каждый день, но не сразу разглядели знакомый памятник Пушкину с Тверской площади в барельефе на стене: не зная о прежнем названии станции, ожидать увидеть московские виды на станции "Ангел" в Праге как-то нелогично.

Не попала под переименование станция "I.P.Pavlova", открытая в 1974 году и названная в честь русского академика, лауреата Нобелевской премии физиолога И.П.Павлова. Оформлена она на удивление не академически строго, и объявляют ее как-то непривычно для русского уха с точностью до буквы: и-пе-павлова.

Практически одновременно с пражским, в 1940 году, было принято решение о строительстве метро в Стокгольме. Через десять лет были открыты первые станции, и так же как и в Праге, не подземные, а трамвайные. Подземные станции отделаны плиткой или металлом, некоторые с интересной росписью, а несколько станций оставляют яркое впечатление: не выровненный потолок из горной породы без какой-либо отделки напоминает о том, что ты находишься под землей, а роспись или оригинальный интерьер вызывают ощущение музейного пространства. Недаром это метро называют самой длинной художественной галереей мира. Еще одна отличительная черта - движение в стокгольмском метро левостороннее, этот своеобразный атавизм сохранился с момента его открытия в 1950 году, когда во всей Швеции было левостороннее движение. Конечно, выйдя на поверхность, можно увидеть куда больше достопримечательностей, но это совсем другая история...

Ольга ТАРАНТИНА,
Дубна - Прага - Стокгольм, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер