Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 34 (4024) от 27 августа 2010:

Версия № 34 в формате pdf

Конференции

"Критическая точка и начало деконфайнмента"

23 августа в конференц-зале Лаборатории теоретической физики имени Н.Н.Боголюбова открылась Международная конференция "Критическая точка и начало деконфайнмента" (CPOD-2010). Конференцию открыл председатель оргкомитета профессор А.С.Сорин. С приветствиями к его участникам обратились вице-директор ОИЯИ профессор Р.Ледницки, директор ЛТФ профессор В.В.Воронов, директор ЛФВЭ профессор В.Д.Кекелидзе, ученый секретарь оргкомитета профессор Д.Бляшке. О научной проблематике и программе совещания дубненским журналистам рассказал профессор Александр СОРИН.

Александр Сорин
- Сегодня в нашем Институте открывается одна из самых престижных международных конференций в области физики тяжелых ионов, собравшая порядка 120 человек со всех континентов. В прошлом году она проходила в Брукхейвенской национальной лаборатории (США). Эта конференция закончится пятым по счету Круглым столом "Физика на NICA" и, кроме того, она сопровождается международной школой "Плотные КХД состояния в тяжелоионных столкновениях", третьей в этой серии в рамках проекта "Дубненская международная школа теоретической физики - DIAS-TH". В ней принимают участие около 60 студентов, они же участвуют и в работе конференции. Итак, у нас 180 гостей плюс сотрудники ОИЯИ.

Среди центральных вопросов, вынесенных на конференцию, - проект NICA, один из важнейших в Семилетней программе развития Института, с которым Комитет полномочных представителей связывает будущее ОИЯИ. В этом проекте участвуют все лаборатории Института, представленные на конференции, в первую очередь - ЛТФ и ЛФВЭ, ключевые в развитии проекта. На конференции будет много докладов, в том числе по проекту NICA - его статусу, детектору MPD, развитию нуклотрона и т.д. Более детально эти вопросы будут обсуждаться 28 августа на Круглом столе "Физика на NICA".

Естественно, журналисты не могли не задать вопрос, что же такое деконфайнмент, - и получили квалифицированный ответ.

- Согласно современным представлениям, наш мир состоит из атомов, ядра атомов состоят из протонов и нейтронов, которые, в свою очередь, состоят из более фундаментальных "кирпичиков" - кварков и глюонов. Огромные усилия были затрачены на то, чтобы получить кварки в свободном состоянии, то есть разрушить протоны и нейтроны. Десятилетия таких попыток закончились ничем, и физики пришли к концепции, что кварки, "склеенные" глюонами, находятся внутри адрона как бы "в тюрьме". Это свойство получило название "конфайнмент" (от английского confinement - заключение, невылетание, пленение, удержание), потому что их невозможно вырвать из протона, нейтрона и других сильновзаимодействующих элементарных частиц, силы взаимодействия между ними растут с увеличением расстояния, как в растягиваемой пружинке с кварками на "концах". И даже если "пружинка разорвется" при очень сильном растяжении, то возникнет несколько новых "пружинок" с кварками на "концах", и не возникнет свободных изолированных кварков, не связанных "пружинками".

Рихард Ледницки
Существует гипотеза: если создать макроскопическую среду с большим числом протонов и нейтронов и ее плотно сжать и сильно разогреть так, чтобы они "глубоко проникли друг в друга", то изначально принадлежавшие им кварки могут обобществиться в образующейся "каше", то есть "забыть своих родителей-нуклонов", и произойдет "деконфайнмент", то есть освобождение кварков от влияния их "родителей". Этот драматический переход нашего обычного мира в кварк-глюонный, предположительно, - фазовый переход первого рода, подобен переходу льда в воду или воды в пар. Он сопровождается возникновением промежуточного состояния - смешанной фазы, в котором островки обычной и кварк-глюонной материи сосуществуют.

В ускорительных экспериментах такие состояния материи еще не удалось получить, и наш проект NICA как раз нацелен на то, чтобы не только их получить, но и исследовать их свойства наряду со свойствами известных элементарных частиц, например, нейтрона и протона, находящихся в такой материи. Как мы знаем, свойства людей в социуме и человека-отшельника очень сильно различаются. Так же и свойства изолированного протона, нейтрона, пи-мезона и других элементарных частиц сильно отличаются от свойств своих собратьев, помещенных в макроскопическое сообщество себе подобных. И одна из фундаментальных задач - исследовать как эти свойства, так и саму ядерную материю в экстремальных условиях.

Давид Бляшке
Кроме перехода деконфайнмента, существует еще один гипотетический переход, который связан с восстановлением специальной симметрии сильных взаимодействий, так называемой киральной симметрии, которая сильно нарушена при низких температурах и плотностях и предположительно восстанавливается при высоких. Одной из актуальных фундаментальных задач является также и наблюдение этого перехода.

Кроме этого, совсем недавно возникло предположение о существовании еще одного гипотетического состояния ядерной материи, которое получило название кваркионного. И, предположительно, есть тройная точка на фазовой диаграмме ядерной материи, в которой, подобно льду, воде и газу, сосуществуют адронная, кварк-глюонная и кваркионная материя.

Кроме всего прочего, если сказанное выше действительно справедливо, должна существовать и критическая точка, смысл которой можно образно пояснить на примере воды. Так, если запаять сосуд с водой, нагревать его и направить на него лучи света, то, начиная с некоторого момента, вода становится непрозрачной для света из-за возникновения очень больших флуктуаций ее плотности, от которых свет отражается. В этой точке фазовый переход первого рода заканчивается и становится фазовым переходом второго рода.

Владимир Кекелидзе

Задачей проекта NICA является создание ядерной материи в экстремальных условиях, возникающей в результате соударений тяжелых ионов, и обнаружение и всестороннее изучение перечисленных выше интригующих явлений. Именно поэтому мировое научное сообщество заинтересовано в его развитии, и проект обсуждается на всех представительных конференциях в этой области, в том числе будет обсуждаться на открывшейся сегодня конференции CPOD-2010.

Наш Институт, все научное сообщество - сказал А.С.Сорин в заключение своего интервью - недавно пережил огромную невосполнимую утрату - ушел из жизни А.Н.Сисакян, который, наряду со многим другим, был инициатором и руководителем проекта NICA. Но он и сегодня вместе с нами - в развитии его идей и инициатив и начатого им проекта. Его имя значится и на постере конференции... И наш долг - достойно продолжить то дело, которое мы начали под его руководством, так же, как это было бы при нем.

Фото Елены ПУЗЫНИНОЙ, Павла КОЛЕСОВА.


Редакция Веб-мастер