Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 6(3945) от 13 февраля 2009:

Версия № 6 в формате pdf (~2.5 Mb)

На сессии ПКК по физике частиц

Для консолидации ресурсов

Итоги 30-й сессии Программно-консультативного комитета по физике частиц комментирует вице-директор ОИЯИ профессор Рихард Ледницки.

Главная особенность этой сессии была связана с обсуждением наших долгосрочных планов. Руководители лабораторий теоретической физики, физики высоких энергий, ядерных проблем, информационных технологий не только рассказали о программе научных исследований на 2009-2011 годы, но и выступили с предложениями в проект Семилетнего плана.

Один из основных пунктов будущей Семилетней программы по физике частиц, если говорить о развитии нашей собственной экспериментальной базы, - это проект NICA, включающий модернизацию нуклотрона а также планы, связанные со строительством нового коллайдера и физикой на нем.

И, конечно, участники сессии заслушали доклады и подробно обсудили участие дубненских ученых и специалистов в работах по Большому адронному коллайдеру в ЦЕРН и трех проектах: ALICE, ATLAS и CMS. Сейчас закончился большой этап в создании экспериментальных установок, и очень важно, чтобы дивиденды от тех серьезных вложений, которые были сделаны Институтом, реализовались в физических результатах, а точнее, в результатах, полученных нашими учеными. Там очень большие коллаборации и серьезная конкуренция, и надо заранее готовиться к тому, чтобы быть на виду в этих крупных коллективах.

Кстати, эти проекты, представленные для продления на три года, были продлены только на год, а на следующем заседании в июне мы заслушаем детальные планы, как физики, участвующие в этих коллаборациях, готовятся к получению результатов. Вплоть до названий первых статей, которые планируется опубликовать с участием принципиальных авторов от ОИЯИ, а также тем дипломных и кандидатских работ. Все это надо предвидеть с большим временным запасом, чтобы точно реализовать.

Также предполагается представить конкретные планы по модернизации детекторов, потому что коллаборации думают о будущем, и это для нас очень сложная проблема, потому что у нас есть программа по физике частиц на "домашних" установках. Прежде всего это работы на модернизированном нуклотроне и работы по созданию детекторов на будущем ионном коллайдере. Здесь есть большая конкуренция. Такое широкомасштабное участие в "выездных" работах, которое было раньше, сейчас вряд ли удастся реализовать.

На этой сессии не обсуждалось участие в других экспериментах, например, в проекте FAIR в GSI (Германия), и здесь тоже нужно подумать об оптимизации участия физиков, которые связаны и с планами других центров, и с нашими собственными планами, чтобы они плавно переходили к рaботам на проект NICA.

В решениях ПКК подчеркивается, особенно в связи с планами создания ионного коллайдера, что члены комитета заинтересованы услышать не только общие задачи, которые там будут решаться, но и принимать решения на основе сравнения с другими проектами, детального обсуждения конкурентоспособности создаваемых в ОИЯИ установок по самым важным параметрам, которые закладываются в эти планы. Для этого потребуется провести огромную работу, что до следующей сессии ПКК вряд ли возможно, но хотя бы предварительные результаты наши эксперты хотели бы рассмотреть. Это как раз может стать основой для того, чтобы комитет включился в работу по консолидации как человеческих, так и финансовых ресурсов, которая предстоит и дирекции Института, и руководству лабораторий.

Одна из рекомендаций ПКК связана с тем, что если мы модернизируем нуклотрон и собираемся строить новый ускоритель, это должно быть на современном уровне, уровне самых высоких мировых технологий, чтобы привлечь коллаборантов. Без международного участия будет очень трудно реализовать эти амбициозные планы. Наша ускорительная база должна быть привлекательной для мировой научной общественности. Конкуренция в этом плане большая. Есть центр физики тяжелых ионов в Брукхейвене, где есть ионный коллайдер, на котором планируется понизить энергию до уровня энергий нашего проекта, но в нашем проекте заложена светимость примерно на два порядка выше, чем у американских коллег. Правда, они собираются повысить светимость примерно в пять-шесть раз к 2011 году. Так что конкуренция есть, и надо учитывать реальные возможности наших коллег и в Брукхейвене, и в Дармштадте, и в других центрах мира при формировании Семилетней программы.

Евгений МОЛЧАНОВ, фото Елены ПУЗЫНИНОЙ


Редакция Веб-мастер