Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 50 (3989) от 18 декабря 2009:

Версия № 50 в формате pdf (~1.3 Mb)

Их имена - в истории науки

Штрихи биографии

19 декабря исполняется 100 со дня рождения выдающего чешского физика, первого вице-директора ОИЯИ Вацлава Вотрубы.

Вацлав Вотруба родился 19 декабря 1909 года в Славетине, район Лоуны, земля Чехия, Чехословакия. (В это время Чехословацкая Республика делилась на четыре земли - Чехия, Мораво-Силезия, Словакия и Подкарпатская Русь.) С 1928 по 1933 годы - студент математики и физики естественного факультета Карлова университета. После окончания факультета преподавал математику и физику в пражских средних школах и одновременно работал научным ассистентом в Институте теоретической физики естественного факультета Карлова университета.

Во время второй мировой войны, в 1941-1943 годах, служил чиновником в Центральном метеорологическом институте в Праге, в 1943-1944 годах преподавал в гимназии, затем был мобилизован на строительство железнодорожного тоннеля в Праге.

После войны замещал преждевременно умершего профессора Завишека: читал лекции и вел практику. В 1945 году защитил звание доктора естественных наук. В 1946-1947 учебном году стажировался в цюрихском университете у профессоров Вольфганга Паули и Фридриха Венцеля. Здесь первым в мире решил проблему рождения электрон-позитронной пары в результате соударения фотона с электроном. В 1950 году получил звание доцента и в 1954 был назначен профессором теоретической физики в Карловом университете. В 1952 году читал лекции по квантовой механике на естественном факультете в Братиславе. В том же году высказал предположение, что пи-мезоны можно интерпретировать как трехзарядное состояние элементарных частиц с изотопическим спином 1. Кроме этого, использовал алгебру изотопического спина для упорядоченности системы элементарных частиц.

В 1956 году, после подписания межправительственного соглашения о создании Объединенного института ядерных исследований, профессор Вацлав Вотруба стал одним из двух вице-директоров института. С этим назначением связана история, которую поведал профессор Честмир Шимане, присутствовавший при подписании соглашения о создании ОИЯИ. После того, как было принято решение, что директором Института станет профессор Д.И.Блохинцев, а вице-директорами - китайский и чехословацкий ученые, возникла проблема, как оповестить об этом решении одного из кандидатов. Телефонный звонок на квартиру в Прагу - трубку берет супруга профессора Вотрубы и сообщает, что Вацлав в командировке в Болгарии. На вопрос, что она думает о назначении ее мужа вице-директором, отвечает, что не против, - лишь бы муж согласился. Наконец, в Болгарии нашли профессора Вотрубу, передали ему предложение и в ответ получили: "А что на это скажет супруга?"... Узнав о высказанном ею согласии, профессор тоже ответил утвердительно. Так профессор Вотруба стал одним из первых вице-директоров ОИЯИ. Он активно занимался формированием структуры Института, его научных направлений, международного коллектива, инструментальным обеспечением исследований. Профессор Вотруба многое сделал для организации сотрудничества ОИЯИ и ЦЕРН, которое работает по сей день.

Профессор Вацлав Вотруба по праву считается основателем теории элементарных частиц в Чехословакии. Он также внес вклад в формирование школы теории элементарных частиц в Словакии, потому что был научным руководителем старейшего словацкого физика-теоретика М.Петраше.

С 2003 года Доплеровский Институт факультета ядерной и технической физики Чешского технического университета ежегодно награждает лучшую диссертацию в области теоретической физики призом Вацлава Вотрубы.

Текст из чешской энциклопедии Wikipedia перевел и дополнил Антонин Яната

Вацлав Вотруба в ОИЯИ

Справка. Образование получил в Карловом университете (Прага, 1928-1933) на факультете естественных наук. Доктор физико-математических наук, профессор (1954). Владение языками: немецкий, русский, английский, французский. Женат, отец двоих детей. Широкую научную известность получили его исследовательские работы по рождению электрон-позитронных пар гамма-квантами на электронах (1949), по теории распада мю-мезона (1952), по нуклонным изобарам и рождению пи-мезонов (1954), по алгебре изотопического спина (1955). Академик Чехословацкой Академии наук.

В 1956 году Комитет полномочных представителей правительств стран-участниц ОИЯИ избрал первую дирекцию Института. Директором стал Дмитрий Иванович Блохинцев, вице-директорами - профессора Вацлав Вотруба (Чехословакия) и Мариан Даныш (Польша). Это был неслыханный демократический эксперимент - выборы, а не назначение руководства.

Вацлаву Вотрубе было поручено комплектование штатов из сотрудников стран-участниц Института. На первой сессии Ученого совета, состоявшейся 24-26 сентября 1956 года, профессор Вотруба выступил с двумя докладами: рассмотрение контингента сотрудников из стран-участниц ОИЯИ (кроме СССР) и план научно-исследовательских работ Лаборатории теоретической физики.

Сегодня интересно проследить, как исторически формировался коллектив Института, какое значение придавалось количественному и качественному составу сотрудников, прибывавших в Дубну в первые годы из стран-участниц.

В первом докладе профессор Вотруба отметил, что из стран-участниц (кроме СССР) получено: из Венгрии - 4 анкеты, Германии - 2, Китая - 4, Польши - 11, Чехословакии - 8, Румынии - 10, Кореи - 6, Монголии - 3. Всего сорок восемь. По специальности это были 18 теоретиков, 27 экспериментаторов, конструктор и два фотохимика. Вначале предполагалось принять 12-15 теоретиков, тем более, что среди желающих были сотрудники, которые планировали приехать всего на несколько месяцев. В течение 1957 года выразили желание приехать в Дубну еще 58 человек. Таким образом, намечался приезд более ста сотрудников.

В дискуссии по докладу профессора Вотрубы Д.И.Блохинцев отметил, что в числе сотрудников из стран-участниц очень много квалифицированных, известных, а в отдельных случаях - выдающихся ученых. С другой стороны, ряд сотрудников приедут как практиканты для обучения. Это вполне отвечает духу нашей организации, отмечал директор ОИЯИ. Ведь Институт ставит одной из своих задач подготовку и воспитание национальных научных кадров. Директора обеспокоил явный перевес теоретиков, и он предложил усилить экспериментальную составляющую деятельности Института.

Предваряя второй доклад профессора Вотрубы, Д.И.Блохинцев уведомил членов Ученого совета, что профессор Н.Н.Боголюбов находится в научной командировке в Америке (в эти дни директор ЛТФ выступил в Сиэттле на конференции физиков и математиков со своим знаменитым докладом, в котором было дано строгое доказательство существования дисперсионных соотношений в сильных взаимодействиях - П.И.). Поэтому с сообщением о плане работ ЛТФ выступил вице-директор Института. Он сообщил, что на начальной стадии организации ЛТФ предусмотрено создание шести теоретических секторов и трех расчетных. При этом состав секторов и определение тематики далеко не окончательны, имеется много вакансий. Докладчик предположил, что тематика научных работ будет в дальнейшем развиваться в соответствии с научными интересами сотрудников, которые прибудут на работу в Институт.

Предлагаемый план отражал не только собственные интересы сотрудников, но и вполне отвечал важнейшим направлениям современной теоретической ядерной физики. Он практически совпал с тематикой докладов теоретической секции Рочестерской конференции, состоявшейся в том же 1956 году…

В обсуждении доклада приняли участие Л.Инфельд, Д.И.Блохинцев, В.И.Векслер, В.П.Джелепов, Щ.Цицейка, Ху Нин. Обращалось внимание на необходимость более тесных контактов между теоретиками и экспериментаторами. В целом из этого доклада и дискуссии уже складывается облик современного крупного многопланового научного центра - ОИЯИ.

На 4-й сессии Ученого совета ОИЯИ (24 мая 1958) профессор В.Вотруба сделал сообщение уже о работе сотрудников ОИЯИ, приехавших в Дубну из стран-участниц. Во-первых, их число в течение года увеличилось почти в три раза: с 44 до 122. Более половины - экспериментаторы, примерно треть - инженеры, техники, лаборанты… Кадровый вопрос поднял Л.Инфельд уже в первый день Ученого совета: какой подбор будет правильным? "Ответ, - сказал В.Вотруба, - вытекает из задач, которые ставит перед Институтом его Устав, а именно - проводить исследования в области ядерной физики и содействовать развитию этой науки в странах-участницах Института. Следовательно, речь может идти, в первую очередь, о высококвалифицированных научных работниках, страстно желающих работать в экспериментальной и теоретической физике элементарных частиц и в ядерной физике высоких энергий...".

В октябре 1956 года я был назначен ученым секретарем ЛТФ и пробыл в этой должности до 1959 года. В эти годы я довольно часто встречался с профессором Вотрубой. Сам я занимался теоретическими исследованиями по структуре нуклона вместе с болгарским теоретиком Иваном Златевым, прибывшим в Дубну вместе с семьей в конце 1956 года. После опытов Хофштадтера (США, 1955-1956), указывавших на существование твердого ядра у протона, проблема справедливости квантовой электродинамики на малых расстояниях вышла на одно из первых мест в физике элементарных частиц. Мы со Златевым занимались именно этой проблемой. В период 1957-1959 гг. нами были опубликованы три совместные работы, которые вошли в отчет профессора Вотрубы на 4-й сессии Ученого совета ОИЯИ. Научные результаты наших исследований лежали в сфере его научных интересов.

Время шло быстро. На третьей сессии Ученого света 22 ноября 1957 года уже обсуждался вопрос о смене полномочий вице-директоров ОИЯИ. Профессор Д. И. Блохинцев по этому поводу сказал: "Мое мнение - продлить срок полномочий вице-директоров… И профессор Вотруба, и профессор Даныш работали выдающимся образом, и это видно из всей совокупности работы, которая докладывалась членам Ученого совета. Они явились чрезвычайно ценными деятелями… как в отношении научной ценности для нашего Института, так и в смысле организации работы большого научного международного комбината". Таким образом, первые вице-директора Института оставались на своих должностях до 1959 года.

По возвращении в Чехословакию Вацлав Юзефович, как звали его в Дубне на русский манер, продолжил преподавательскую деятельность в качестве профессора теоретической физики физико-математического факультета Карлова университета в Праге и физико-математического факультета и факультета физики ядра Чешского Технического университета . В то же время он исполнял обязанности главного редактора Чехословацкого физического журнала (1960-1962), был почетным членом Общества чехословацких математиков и физиков. Он написал ряд учебников для вузов.

Профессор Вацлав Юзефович Вотруба внес большой, основополагающий вклад в создание и становление ОИЯИ, и этот вклад останется одним из ярких свершений в его биографии.

PS. Приношу глубокую благодарность сотрудникам группы фондов ОИЯИ Евгении Викторовне Лобко и Елене Николаевне Шамаевой за помощь в работе с архивными материалами ОИЯИ.

Профессор П.ИСАЕВ, декабрь 2009.


Редакция Веб-мастер