Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 5(3944) от 6 февраля 2009:

Версия № 5 в формате pdf (~ 5.5 Mb)

Репортаж в номер

Запуск инжектора - лишь первый этап

"Поздравляю вас с успешным завершением многолетней работы! По физическому результату это сравнимо с успехом по запуску первой очереди ИРЕН!" - так отметил главный инженер ОИЯИ Г.Д.Ширков упорный труд небольшой группы специалистов ускорительного отделения ЛФВЭ ОИЯИ, завершившийся на прошлой неделе успешным физическим пуском инжектора линейного ускорителя электронов ЛИНАК-800. Небольшое помещение пультовой легко вместило всю команду энтузиастов-ускорительщиков, возглавляемую ведущим научным сотрудником ЛФВЭ Н.И.Балалыкиным, и несколько гостей.


Главный инженер ОИЯИ Г.Д.Ширков и участники группы запуска инжектора В.В.Кобец, В.Г.Шабратов, Н.И.Балалыкин.

Об истории проекта и здания №118 рассказал Г.Д.Ширков:

Это здание линейного ускорителя электронов было построено более 20 лет назад. Электронный пучок предполагалось использовать для "стрельбы" в активную зону реактора, чтобы поджигать короткую нейтронную вспышку. К сожалению, тот ускоритель, который создавали наши коллеги из НИИЭФА, так и не заработал. Поэтому сам ускоритель пришлось разобрать, а уникальное здание осталось: в нем были спроектированы все условия для работы таких установок, в частности, предусмотрены двухметровой толщины стены и потолки - хорошая радиационная защита, подведена вся инженерная инфраструктура. Одним словом, это капитально построенное, очень надежное здание.

Следующий этап в этой истории начался лет десять назад. У директора ОИЯИ В.Г.Кадышевского и главного инженера Института И.Н.Мешкова возникла идея создать здесь источник синхротронного излучения и для этого перевезти сюда линейный ускоритель из Амстердама. Тот линейный ускоритель был примерно метров 200 длиной, а это здание даже более 200 м в длину - совершенно уникальное, я не знаю, есть ли еще где-нибудь в нашей стране такие. Предполагалось дальше использовать этот ускоритель в качестве инжектора электронов в кольцо, в накопитель электронов, и с помощью специальных приборов получать синхротронное излучение.

И.Н.Мешков занимался реализацией этого проекта, ускоритель привезли, проект был хорошо проработан, но денег, к сожалению, в то экономически тяжелое время не нашли. Были спонсоры, которые обещали деньги на этот проект, в том числе и В.С.Черномырдин - 5 млн. долларов, но они своих обещаний не выполнили, поэтому идея постройки отдельного здания для кольца умерла сама собой из-за отсутствия средств. А вот работы по линейному ускорителю, поскольку готовое здание и вся инфраструктура были, начались и продолжались несколько лет.

Специального финансирования, к сожалению, на эти цели в институтском бюджете как не было, так и нет. Есть очень небольшие средства по теме, связанной с линейным коллайдером, которую мы с директором Института возглавляем, есть специальные, тоже небольшие гранты, которые нам ежегодно выделяются во взносе правительства ФРГ в ОИЯИ, ну и удается последние 3-4 года изыскивать некоторые внебюджетные средства. И все работы в очень трудных условиях велись, буквально, на одном энтузиазме, небольшой - 5-7 человек - группой людей, иногда к ним присоединялись еще несколько специалистов.

На прошлой неделе состоялся важный этап - физический пуск инжектора, это самая сложная часть всей работы. Его уникальность в том, что это инжектор уникального ускорителя электронов, построенного по современной схеме, в основе которой лежит пушка. На пушку требуется подать напряжение в 400 кВ, что в лабораторных условиях - очень большое напряжение, для этого требуются специальные системы с нейтральным электроизоляционным газом и прочее. Ну и самое главное, надо было реанимировать все эти инженерные системы и разместить их в одном месте, создать новую систему управления, пультовую.

Это здание, стоявшее много лет пустым и частично использовавшееся под проект ИРЕН, было в катастрофическом состоянии: крыша текла, штукатурка отваливалась, на полу стояла вода, многие помещения оказались на грани разрушения. Его надо было закрывать, кто-то даже говорил: "Давайте бульдозером сломаем", но двухметровые стены бульдозером не возьмешь. Год назад его удалось, фактически, спасти силами Управления хозяйственного обслуживания и капитального строительства, а также хозяйственных служб ЛЯП во главе с С.О.Лукьяновым и А.А.Кульковым, провели ремонт крыши, отремонтировали часть помещений.

И 5-6 лет несколько человек: Николай Иванович Балалыкин, Валерий Васильевич Кобец и их коллеги, - в холоде, темноте, сырости проводили все работы. Их упорный труд увенчался успехом и, на мой взгляд, это этапное событие, которое по своей "физической" значимости ничуть не меньше, чем запуск первой очереди проекта ИРЕН.


В пультовой инжектора: Г.Д.Ширков, В.Ф.Минашкин, В.Г.Шабратов, М.А.Ноздрин, В.В.Кобец, Н.И.Балалыкин, Г.В.Трубников.

Н.И.Балалыкин: Это долгожданное для нас событие. Наша группа участвовала и в демонтаже голландского ускорителя и перевозке всего оборудования из Амстердама. Но одно дело разобрать действующий ускоритель, и совсем другое - собрать на новом месте, и чтобы он заработал. К тому же мы целиком заменили морально устаревшую электронику. Это потребовало очень много времени. Единственным выходом оказалось организовать испытательные стенды на обеих площадках, поскольку в нашей команде были специалисты и из ЛВЭ, и из ЛЯП, чтобы одновременно шла отладка отдельных блоков. А параллельно с этим предполагалась транспортировка оборудования - всего из Амстердама было сделано более 100 рейсов.

Мы очень надеялись, что увидим инжектор в действии не только на стенде, а в этом здании. Пучок этого ускорителя уникальный - подобных нет больше в России, да и в мире не так уж много. Освоив первый этап, мы ставим теперь перед собой задачу создания в ОИЯИ центра на базе лазера на свободных электронах. Магнитная система для него уже готова на стенде. У нас установились хорошие научные контакты с белорусскими коллегами, которые занимались разработкой объемного лазера на свободных электронах. Создание этого центра повлечет за собой развитие прикладных разработок, в том числе, и в области нанотехнологий.

- Этот центр будет очень хорошо дополнять нейтронные исследования конденсированных сред, которые ведутся по соседству, в ЛНФ, - добавляет Г.Д.Ширков. - Лазер на свободных электронах, какой задумывается здесь, - это уже готовый инструмент для исследования, например, белковых структур. Электронный пучок также представляет большой интерес - как для фундаментальных исследований (есть предложения физиков из ФИ РАН по экспериментам с генерацией пи-мезонов), так и прикладных (к нам уже обращались биологи с просьбой произвести облучение их "объектов"). Широкий диапазон энергий электронов, ускоряемых в ЛИНАК-800, такие возможности предоставляет.

Сегодняшнее событие открывает новую страницу в истории нашего Института. Опыт этого коллектива пригодится при создании ILC, у нас, можно сказать, теперь создан стенд для будущих ускорителей. Традиции строительства ускорителей, которыми наш Институт славился в СССР, традиции ускорительной школы В.П.Саранцева сохраняются, возрождаются и приумножаются. Надеемся, что этот коллектив еще пополнится молодыми сотрудниками.

Ольга ТАРАНТИНА, фото Юрия ТУМАНОВА.


Редакция Веб-мастер