Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 30 (3969) от 31 июля 2009:

Версия № 30 в формате pdf (~2.5 Mb)

Визиты

"Снова братья!"
Такие слова прозвучали из уст китайских ученых во время визита в Дубну

15-18 июля в Объединенном институте ядерных исследований побывала делегация Института современной физики (IMP, Ланьчжоу, КНР) во главе с директором IMP профессором Сяо Гоцином (Xiao Guoqing). Программой ее пребывания предусмотрено также посещение особой экономической зоны "Дубна".

16 июля состоялась беседа китайских ученых с их дубненскими коллегами в дирекции Объединенного института. Директор ОИЯИ академик РАН Алексей Сисакян рассказал о сегодняшнем дне Института и планах его развития, создании новых установок и планируемых на них экспериментах, о лидерских работах дубненских ученых по синтезу новых трансурановых элементов, широком международном сотрудничестве, образовательной и инновационной деятельности ОИЯИ. Планы по ее развитию он связал с созданием особой экономической зоны "Дубна", назвал среди основных направлений этой деятельности ядерно-физические и нанотехнологии, а также информационные технологии.

Глава китайской делегации профессор Сяо Гоцин отметил, что в основе визита лежат хорошие отношения между ОИЯИ и Китаем, установившиеся с 50-х годов, а также то, что ОИЯИ является одним из наиболее известных институтов в области ядерной физики и физики частиц. Он вспомнил об участии выдающихся китайских ученых в деятельности Объединенного института, в частности, соавторство профессора Ван Ган Чана в открытии новой частицы - антисигма-минус гиперона, сделанном в Дубне в 60-х годах.

- С 2000 года, - рассказал директор Института современной физики, - мы сотрудничаем с коллегами в Новосибирске по проекту охлаждаемого электронного кольца. В 2005 году проект нашего синхротрона был закончен, он сейчас открыт всему миру, и мы надеемся на то, что ученые из ОИЯИ будут с нами сотрудничать в работах на этом ускорителе. Мы надеемся также войти в такие проекты ОИЯИ, как NICA, и в будущем кооперировать свой научный поиск с дубненскими коллегами.

Китайское правительство, отметил профессор Сяо Гоцин, уделяет большое внимание фундаментальной науке, бюджет ее постоянно растет. В связи с этим имеются большие средства на ядерную физику, как фундаментальную, так и прикладную, есть основа для ее развития.

- Мы надеемся, что наш визит поможет дальнейшему развитию двусторонних отношений между ОИЯИ и Институтом современной физики, - сказал глава китайской делегации.

На встрече в дирекции ОИЯИ был подписан документ, отражающий взаимный интерес сторон в сотрудничестве по таким направлениям, как проект NICA в ОИЯИ, физика тяжелых ионов, физика и химия сверхтяжелых элементов, нанофизика, ускорительная физика и техника и ряду других, в том числе развитие инновационной деятельности и совместных образовательных программ.

Китайские ученые пригласили дирекцию и ведущих ученых ОИЯИ посетить в 2010 году IMP в Ланьчжоу, где предполагается подписать меморандум о сотрудничестве, и А.Н.Сисакян с благодарностью принял приглашение.

Интересно ли китайским ученым развитие инноваций в связи с созданием ОЭЗ в Дубне?

- У нас запланирован визит в особую экономическую зону, мы ее обязательно посмотрим, - ответил на этот вопрос директор IMP. - В Китае, особенно на южном побережье, есть несколько таких зон, и сейчас принято решение Академии наук Китая о том, чтобы и далее создавать подобные зоны вокруг институтов, которые занимаются фундаментальными исследованиями, с целью трансфера технологий и применения их в соответствующих компаниях.

Одной из таких инновационных технологий он назвал создание центров радиационной медицины - как известно, это направление планируется развивать и в особой экономической зоне "Дубна". Профессор Сяо Гоцин отметил, что ему известно, что в России есть протонные установки для лечения рака, и сотни пациентов уже прошли на них лечение. В Китае такую установку запустили несколько лет назад, она была построена бельгийской фирмой IBA, но сейчас они сфокусировали свое внимание на терапии рака с помощью тяжелых ионов. На будущей неделе ожидается подписание соглашения с местными властями города Ланьчжоу, где будет построен первый в Китае центр терапии рака тяжелыми ионами.

Связан ли визит в Дубну с восстановлением членства Китая в ОИЯИ? - спросили гостя из КНР дубненские журналисты.

- Конечно, поскольку Китай является одним из основателей ОИЯИ, - ответил он, напомнив, что при образовании Объединенного института в 1956 году взнос Китая в бюджете ОИЯИ составлял 20 процентов.

- Мы надеемся, что в будущем Китай восстановит свое членство в Объединенном институте и будет успешно работать, - сказал руководитель делегации китайских ученых.

Вера ФЕДОРОВА.