Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 29 (3968) от 17 июля 2009:

Версия № 29 в формате pdf (~6.5 Mb)

Вослед ушедшим

Памяти Жарко Ковачевича

В мае этого года трагически погиб Жарко Ковачевич, заместитель декана факультета естественных наук Университета Черногории (город Подгорица, бывший Титоград в Югославии), в течение многих лет работавший в Лаборатории теоретической физики ОИЯИ.

Впервые Жарко Ковачевич приехал в Дубну в 1991 году по рекомендации тогдашнего декана факультета естественных наук доктора Бацковича. Он проработал в Дубне четыре года. За этот период им было опубликовано несколько работ, на основании которых написана и защищена магистерская диссертация в Белградском университете.

Темой его научных исследований было описание спектра рассеянных нейтронов в высокотемпературном сверхпроводнике YBCO, измерение которого проводилось в Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ. Результаты экспериментальных исследований ширины линии рассеяния при электронных возбуждениях в кристаллическом поле трудно объяснялись в рамках общепринятой теории. Поэтому было выдвинуто предположение о существенной роли спиновых флуктуаций в релаксации возбужденных электронов. Учет их, проведенный Ковачевичем, действительно, позволил объяснить экспериментальные данные.

Уже в этих первых работах проявились замечательные черты Ковачевича ученого, его необычайно серьезное отношение к научным исследованиям. Прежде чем приступить к расчетам функции рассеяния, Жарко детально изучил теорию рассеяния нейтронов, хотя это и не требовалось для непосредственных вычислений. Он говорил, что не может работать, не понимая всей теории от начала до конца: "Если меня что-то спросят, чего я не знаю, мне будет очень неловко". Столь тщательное и ответственное отношение к научным занятиям в наши дни довольно редко встречается среди молодых ученых. В дальнейшем Ковачевичу пришлось изучить полярную модель Н.Н.Боголюбова, для чего он прочитал и тщательно проверил все выкладки на десятках страниц в книге Н.Н.Боголюбова по этой модели, обнаружив изрядное число опечаток в формулах.

Потом Ковачевич работал в ЛТФ в 1996-1998 годах и приезжал на два-три месяца в последующие годы, когда его педагогические обязанности в Университете в Черногории не позволяли ему долго оставаться в Дубне. В этот период совместно с коллегами из Германии он провел интересные расчеты, связанные с влиянием примесей на электронный спектр в высокотемпературных сверхпроводниках. Была построена микроскопическая теория, выгодно отличающаяся от феноменологических подходов других авторов, и проведены сложные численные расчеты примесного электронного спектра. Эти работы были опубликованы в Европейском физическом журнале в 1999, 2000 годах и в журнале "Теоретическая и математическая физика" в Москве. На основании этих работ он защитил в 2000 году степень доктора наук в Белградском университете. Последняя работа Ковачевича была выполнена совместно с Виктором Удовенко по расчету спиновой восприимчивости в модели высокотемпературного сверхпроводника, которая была опубликована в Письмах ЭЧАЯ в 2008 году. Он мечтал приехать в Дубну и в этом, 2009 году, чтобы продолжить совместные научные исследования. Нелепый случай не позволил ему осуществить эту мечту.

За время работы в Дубне у Жарко Ковачевича появилось много друзей, которые его любили и уважали как надежного товарища, искреннего человека, интересного собеседника. В его лице мы потеряли прекрасного ученого, талантливого педагога, преданного науке. Вспоминается, с какой радостью он узнал о рождении сына, - он был не только ученым высокой пробы, но и замечательным семьянином.

Н. ПЛАКИДА