Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 48(3937) от 19 декабря 2008:

Версия № 48 в формате pdf (~3.6 Mb)

В лабораториях Института

На основе современных подходов

развивается инженерная инфраструктура
в Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова

На последних сессиях Ученого совета ОИЯИ, заседаниях ПКК по ядерной физике высокую оценку международных экспертов получили планы развития базовых установок и общей инженерной инфраструктуры Лаборатории ядерных реакций имени Г.Н.Флерова. И не столько сами планы, сколько ход их выполнения. О стратегических решениях и тактических планах, связанных с этой большой работой, рассказывает главный инженер ЛЯР Г.Г.ГУЛЬБЕКЯН.

О проблеме выбора

Совершенствование и модернизация ускорительной базы, обновление парка экспериментальных установок неразрывно связаны с развитием инженерной инфраструктуры лаборатории. При этом под базовыми установками мы подчас подразумеваем и большие экспериментальные комплексы, стоимость которых сравнима со стоимостью ускорителей. Любой перспективный план составляется таким образом, чтобы график создания каждой новой установки укладывался в сжатые сроки, и выделяемое финансирование работало с максимальной отдачей. При этом средства в лаборатории концентрируются на развитии наиболее перспективных направлений, иногда и в ущерб другим.

При решении задачи выбора наиболее перспективного направления важно, конечно, сравнивать наши планы с тем, что делается в мире, оценивать все факторы - реальные и планируемые, энергетические и финансовые возможности. И если по бюджету мы отстаем от некоторых наших коллег-конкурентов, способных продвигать свои исследования более широким фронтом, то стремимся сосредоточить усилия на самых выигрышных для нас участках.

Показательна в этом плане история ускорителя У-400. Когда он создавался, напомню, в нашей лаборатории и, в основном, своими силами, Георгий Николаевич Флеров в проекте написал: для ускорения в основном ионов кальция-48 с энергией 6 МэВ на нуклон и интенсивностью 1013 частиц/сек. И получилось так, что основные результаты по синтезу физики (и химики) ЛЯР получили именно на этих рекордных пучках. Хотя ускоритель способен ускорять большой спектр ионов в довольно значительном диапазоне энергий.

Об инженерных системах

Совершенствование и развитие этих систем требуют самых современных подходов с точки зрения технологий, проектирования, выбора оптимальных производителей, учета соотношения цены, качества, рисков. Все работы - от разработки концепции до комплексной наладки и сервисного обслуживания должны быть оценены заранее и уточняться постоянно по ходу реализации проекта. По возможности разработка проекта ведется с учетом комплектации стандартным оборудованием. В результате это оказывается более эффективно. По оригинальным разработкам создаем только оригинальные узлы. На этом принципе сегодня работают все наши инженерные службы.


И.о. начальника сектора В.К.Утенков готовит газонаполненный сепаратор к эксперименту.

Тем более, что проблем с поставщиками нет. Опять есть задача выбора. Мы сотрудничаем с предприятиями как России, так и других стран, как с традиционными партнерами, так и с новыми предприятиями, хорошо зарекомендовавшими себя на высокотехнологичном рынке и способными изготовить продукцию, удовлетворяющую нашим требованиям. Назову таких наших партнеров, как НИИЭФА имени Ефремова (электромагнитные системы для ускорителей), предприятие "Вакуум Прага" (вакуумные системы), "Ново-Краматорский машиностроительный завод (металл сердечников магнитов), тамбовский завод "Комсомолец", румынские заводы, заводы Словакии и Польши. Наши разработчики, технологи постоянно в контакте с производствами, все вопросы решаются оперативно, графики поставок выполняются практически в срок.

Что же касается развития систем контроля и управления, то здесь основная нагрузка ложится на наших специалистов. Разработка, создание, эксплуатация полностью автоматизированных систем - необходимая составляющая эффективности инженерной системы. И здесь наши специалисты на высоте.

Инженерные системы водоохлаждения, которые эксплуатируются в лаборатории уже более пятидесяти лет, сейчас полностью меняются на современные, основанные на самых высокотехнологичных принципах. И дизайн и культура уже конечно совсем иные.

Планируются работы достаточно жестко - понедельно и помесячно, таким же образом осуществляется и финансирование, и здесь мы всегда встречаем понимание дирекции Института.

О сторонних проектах

Как только лаборатория приступила к созданию ускорителей для наших коллег из других исследовательских центров, мы сразу же столкнулись с задачей технологической дисциплины. А это потребовало серьезной организационной, да и психологической перестройки. Одно дело - ускоритель "для себя", и совсем другое - на заказ. Взять хотя бы конструкторскую документацию - здесь все должно быть абсолютно строго регламентировано. Что, где, в каком ящике, на каком складе, на каждый узел, каждую деталь - свой паспорт. Постепенно движемся к такому порядку, а это очень важно и для более качественного и оперативного решения собственных задач.

Чего греха таить, когда мы проводили и проводим модернизацию или замену устаревших узлов наших ускорителей, то и дело сталкивались с отсутствием чертежей, или чертеж один, а исполнение другое, - потому что многое делалось "с колес": время торопило. Сейчас и время не менее, а то и более торопит, но и требования к технологической дисциплине стали гораздо жестче. Для простоты напрашивается сравнение деревенской кузницы с метрологической лабораторией. Сейчас мы работаем с сетевым планированием, в котором обновление информации происходит постоянно, и при этом жестко закрепляется персональная ответственность.

О проектах лабораторных

Задача оптимизации инженерных служб решается постоянно. И это не самоцель, а необходимость, диктуемая перспективными планами лаборатории. Ведь конечная цель всей нашей деятельности - научные результаты, публикации, по которым знают и ценят лабораторию в мировом ядерно-физическом сообществе. И этому подчинены структурные преобразования инженерных служб. Взаимодействие со смежниками требует тщательной конструкторско-технологической проработки. По ряду позиций, необходимых для наших задач, технологий российские предприятия серьезно отстают, и мы используем продукцию европейских, американских и азиатских фирм, оптимизированную для наших целей. Соответственно с этими целями КБ преобразовано в конструкторско-технологический отдел. Электротехнический отдел объединен со службой автоматизации, и это объединение произошло совершенно естественно.

Сейчас мы занимаемся модернизацией систем ускорителя У-400М. В результате ускоритель, многие системы которого создавались в тяжелые для нас 90-е годы, станет для физиков надежным и эффективным инструментом. В 2010-м планируем придать новое качество циклотрону У-400. В ближайшие пять-десять лет будут развиваться этапы проекта DRIBs, который обеспечивает физиков радиоактивными пучками экзотических ядер. Соответственно, идут бурные обсуждения, какая необходима интенсивность пучков, какие установки следует создавать для этих экспериментов. Будущие параметры пучков ионов и экспериментальных установок, планируемые эксперименты и их результаты постоянно активно обсуждаются и приобретают форму задач для инженерных служб. На очень приличный уровень выходит ИЦ-100 (на снимке) - машина, хотя и довольно скромная, но достаточно универсальная как для получения ядерных мембран, так и для определенного класса физических исследований. Не забыт и ускоритель У-200, пучки альфа-частиц, которые он генерирует, нужны, в первую очередь, для наработки промышленных и медицинских изотопов. Сейчас обсуждаются вопросы модернизации некоторых его систем. Проведена частичная модернизация микротрона МТ-25, тоже достаточно востребованной машины. Завершим эту работу в 2009 году. На пучках микротрона в рамках проекта DRIBs будут исследоваться процессы генерации радиоактивных экзотических ядер для их последующего ускорения.

О кадрах и молодежи

Конечно, эта проблема общая для нашего Института. Хорошим специалистам уже немало лет. А перспективы для молодежи плохо обозначены. Для инженеров высокой квалификации, которых готовят например в МИФИ, Физтехе, МГУ, МВТУ, наши предложения недостаточно привлекательны. Выпускники других вузов, в том числе дубненских, подготовлены на уровне наших требований довольно слабо. Не говоря уже о рабочих. И это несмотря на то, что в нашей лаборатории довольно высокая поддержка персонала. Необходимо искать пути привлечения молодежи, вырабатывать системные подходы. Чем мы можем сегодня привлечь молодежь? Тем, что за несколько лет работы в лаборатории и став квалифицированным специалистом, молодой человек защитит диссертацию, станет известен в мировых научных центрах, получит резюме, с которым его примут в любую лабораторию и частную компанию. Так что и здесь задача выбора, с которой мы начинали наш разговор, стоит достаточно остро.

Записал Евгений МОЛЧАНОВ, фото Юрия ТУМАНОВА.


Редакция Веб-мастер