Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 40-41(3929-3930) от 24 октября 2008:

Версия № 40-41 в формате pdf (~7 Mb)

В зеркале прессы

Инфраструктура должна быть современной

На пресс-конференции, прошедшей в дирекции ОИЯИ 29 сентября, об итогах 104-й сессии Ученого совета Института, планах развития научной и социальной инфраструктуры журналистам городских СМИ рассказали директор Объединенного института А.Н.Сисакян, помощник директора по финансово-экономическим вопросам В.В.Катрасев и начальник Управления персонала и инновационного развития А.В.Рузаев. Эта встреча была инициирована дирекцией ОИЯИ. Сегодня мы предлагаем читателям фрагменты материала, опубликованного газетой "Площадь мира" 3 октября.

Новый подход к инфраструктуре

Много проблем остаются нерешенными, отметил директор ОИЯИ А.Н.Сисакян, в том числе повышение зарплаты, обеспечение молодых специалистов не только условиями для работы, но и хорошими бытовыми условиями. Все это не останется без внимания руководства Института. Кроме того, назрел момент для оптимизации ненаучной структуры. Необходимо сохранить и вывести на современный уровень ту ее часть, которая важна для международного сотрудничества и обеспечения социального пакета сотрудникам. Для этого, подчеркнул А.Н.Сисакян, "...мы будем использовать некоторые новые формы сотрудничества с инвестором. Кривотолков не должно быть: наша единственная цель - сохранить инфраструктуру, дать ей импульс. Инфраструктура должна быть современной, но она не может быть камнем на бюджете Института, так как наш бюджет в первую очередь предназначен для решения научно-технических задач. Мы должны научиться хозяйствовать современно, привлекать инвесторов, партнеров. Я считаю, в интересах горожан, чтобы инфраструктура не рухнула, была современной... Мы рассчитываем на понимание со стороны как сотрудников Института, так и жителей города".

В отношении Опытного производства Института определенные шаги по сотрудничеству с инвестором уже сделаны. На его базе, как сообщил А.В.Рузаев, образовано ООО "Атом", в уставной капитал которого равными долями вошли ОИЯИ (зданием, в котором размещается производство) и НПЦ "Аспект" (финансовыми средствами). Социальных проблем при этом не возникло: подавляющее большинство сотрудников ОП перешли в новую структуру, некоторые были сокращены, но без нарушений трудового законодательства.

"В принципе наши ненаучные структуры закономерно развиваются, - отметил Александр Васильевич, - сначала все было целиком институтским, потом появился некоторый хозрасчет". Опытное производство, например, давно имеет возможность работать "на сторону", и в 90-е годы это сработало ему на пользу, но теперь, подчеркнул он, становится невыгодно, потому что "каждый сегодня должен заниматься профильным бизнесом". И в этом отношении ОП, можно считать, повезло: нашелся генеральный инвестор (какового нет, например, у РСУ). "Назвать это продажей нельзя, - говорит А.В.Рузаев, - если не сделать такой шаг сегодня, через какое-то время это производство потянет на дно бюджет ОИЯИ".

В.В.Катрасев напомнил, что исторически все вопросы обеспечения города ложились на инфраструктуру ОИЯИ. В начале 90-х часть функций была передана муниципалитету, но оставшаяся инфраструктура требовала все больших расходов. На сегодня же ситуация такова, что областной и городской бюджеты имеют возможность вкладывать в инфраструктуру гораздо больше средств, чем позволяет бюджет ОИЯИ. К тому же Институт имеет много высокоэнергетических установок, тарифы на энергоресурсы все время растут, и сегодня затраты на них приблизились к 10 процентам бюджета ОИЯИ. Поэтому полтора года назад Комитет полномочных представителей правительств стран-участниц поручил дирекции подготовить комплексный план по развитию инфраструктуры, в том числе с привлечением средств инвесторов. Главными в этом видятся две задачи: обеспечение деятельности Института, включая проведение конференций на современном уровне (гостинично-ресторанный комплекс, транспорт и т.д.), а также обеспечение и расширение социального пакета для персонала (спортсооружения, культурные учреждения, жилье, пенсионное и медицинское обеспечение и т.д.).

По нормативным документам разработанный план оптимизации инфраструктуры должен быть согласован со странами-участницами. "Вероятно, какие-то объекты могут быть проданы с целью решения главных задач, - заметил Виктор Васильевич, - все зависит от того, насколько полномочные представители стран-участниц будут согласны. В принципе эти мероприятия должны поднять на новый уровень не только вопросы, связанные с обеспечением сотрудников Института (особенно со спортивными сооружениями), но и жителей города".

Что касается спортсооружений, то в выступлении А.Н.Сисакяна прозвучало: "Мы также предполагаем определенное сотрудничество с городскими структурами по поддержанию спортивной инфраструктуры Института, в частности, стадиона "Наука" и ряда других объектов. Мы должны совместными усилиями добиться, чтобы все это было на высоком уровне".

"А традиционные вещи мы сохраним", - пообещал директор ОИЯИ и рассказал, что к середине декабря должен быть завершен ремонт Дома ученых - как раз к его 50-летию. "В ближайшие месяцы планируется начать капитальную реконструкцию столовой на площадке Лаборатории ядерных проблем, - добавил В.В.Катрасев, - сделаем так, чтобы она стала здесь центром общения ученых, чтобы за чашкой кофе они могли обсуждать свои проблемы".

В отношении базы для проведения различных форумов (конференций, совещаний, школ и т.д.) стратегический подход дирекции заключается в том, чтобы сконцентрировать ее в одном месте - на территории профилактория "Ратмино". Там будут размещены конгресс-центр, современная гостиница, база для занятий спортом, при этом останется и собственно профилакторий как оздоровительный комплекс для сотрудников. "Для них надо создать новый уровень оздоровления", - подчеркнул В.В.Катрасев.

Если объединить в Ратмино все то, что сейчас на разных территориях используется для конференций и прочих мероприятий ОИЯИ, то, по мнению руководства, расходование средств бюджета Института будет более эффективным и позволит оставить за этим объектом стопроцентный контроль Института, то есть справляться с его содержанием в рамках своих финансовых возможностей.

А вот для пансионата "Дубна" в Алуште хоть и нет пока приемлемых вариантов, но переговоры с инвесторами ведутся, сообщил В.В.Катрасев. Необходимо найти способ сотрудничества, позволяющий сохранить контроль Института и статус объекта, и привлечь внешние средства для его обновления, поскольку сейчас уровень пансионата отстает от современных стандартов, отдыхающие "со стороны" ехать туда не хотят, в результате Институт вынужден вкладывать деньги в его содержание. При решении вопроса о будущем пансионата, как подчеркнул В.В.Катрасев, все предложения дирекции будут прежде всего согласовываться со странами-участницами.

Во второй части пресс-конференции представители руководства ОИЯИ ответили на вопросы журналистов, в том числе касающиеся изменений в инфраструктуре.

- Предполагается так же, как в ОП, привлечь инвестора в автохозяйство ОИЯИ?

В.В.Катрасев: В автохозяйстве очень велики издержки, связанные с наличием двух территорий. Ремонтная база, выстроенная в 1988 году, рассчитана на 350 автомобилей, поскольку тогда автохозяйство обеспечивало очень большой объем перевозок (наша техника осуществляла и уборку улиц, и подвоз товаров в магазины ОРСа). Сейчас объемы существенно ниже, из них 90 процентов - заказы ОИЯИ, в основном это пассажирские перевозки (если необходимы перевозки крупных грузов, мы нанимаем сторонний транспорт, нет необходимости содержать крупнотоннажные автомобили).

Вопрос содержания своего транспорта для пассажирских перевозок мы рассматриваем не только с точки зрения "дороже - дешевле" (где-то, может, заказать такси обошлось бы и дешевле), но и с точки зрения безопасности и др. Сегодня в среднем 70-80 автомашин в день на линии, а "надстройка" - проверяющие, обеспечивающие исправность, безопасность, диспетчеры и т.д. - та же. Мы предполагаем, что ремонтная база не нужна (на ее содержание уходит около 10 млн. рублей в год). Есть предложения по ее продаже. Вырученные средства частично пойдут на модернизацию базовых установок ОИЯИ, частично - на капитальную реконструкцию ходового парка (закупку современных автомобилей). Крупным ремонтом автохозяйство больше не будет заниматься, а только техобслуживанием, это экономически более выгодно.

- Правда ли, что здание на улице Жолио-Кюри, 11, продано?

В.В.Катрасев: С разрешения КПП продано, вернее, находится на этапе оформления продажи, есть контракт с городским комитетом по управлению имуществом. В дальнейшем предполагается перевести его в федеральную собственность и разместить там после достройки БТИ, Регистрационную палату, и решить вопросы ветеранов и КЮТ. А для деятельности Управления ОИЯИ это административное здание не нужно.

А.Н.Сисакян: Некоторая избыточность по инфраструктуре возникла по основной деятельности - надо избавляться, чтобы содержать в хорошем состоянии то, что необходимо для нашей главной, основной, деятельности. Нельзя отмахиваться от экономических факторов.

- Как показывает опыт водно-лыжной и парусной школ, переход в муниципальную собственность не обязательно сопровождается повышением уровня. Прописана ли где-то ответственность за уровень?

А.Н.Сисакян: Меня это волнует. Конечно, Институт будет заниматься проблемами спорта, это нужно для сотрудников. Но сегодня мы еще оптимального взаимодействия с городом по этим вопросам не нашли. При этом взять на себя все проблемы спорта в правобережье Институт не может и по экономическим причинам, и потому, что это несвойственная нам сфера деятельности. Надо найти соотношение, при котором каждый бы выполнял свои функции наилучшим образом. Каждая спортивная школа или секция требует отдельного подхода: там, где много наших сотрудников или их детей, будем искать формы поддержки, где мало - будет по-другому организовано, может быть, на коммерческих началах. В силу тех обстоятельств, в которые мы сегодня поставлены, мы не можем действовать как 15-20 лет назад, но будем стараться решать все достойно. Хотя тут простых решений нет, мы должны научиться взаимодействовать правильно, мы не можем допустить, чтобы все развалилось.


Редакция Веб-мастер