Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 33-34 (4427-4428) от 30 августа 2018:


№ 33-34 в формате pdf
 

Между наукой и природой

Что же такое "Сибирский стиль"?

Прежде всего - личное стремление состоявшихся ученых передать знания молодым. Не за зарплату, не в силу служебных обязанностей. Это во многом бескорыстное желание, воспитанное лучшими научными школами, образ жизни неравнодушных людей. И молодежь к таким проявлениям всегда отзывчива - не стесняется задавать вопросы, беседовать о физике у костра, размышлять в кругу друзей. Байкал, по признанию участников, настраивает на особую атмосферу, раскрепощает мышление. Неудивительно, что слушатели время от времени отлучались в одиночестве посидеть на пирсе, а групповые занятия зачастую проходили прямо на прибрежных камнях, под шум байкальских волн.

Андрей Неронов (Университет Женевы) так ответил на вопрос о причине участия в школе в качестве лектора и впечатлениях: "На Байкал интересно съездить, ясное дело. Наверное, без Интернета здесь было бы еще лучше. Сменить обстановку всегда полезно. Если привык думать в каком-то режиме, переключиться в другой режим всегда интересно. Я живу на Женевском озере, и первым делом сравнил размеры. Оно оказалось в длину таким же, как Байкал в ширину. Зимой в Женевском озере вода тоже чистая, прозрачная, летом становится мутной. Но там она прогревается больше +20 градусов. А теперь, после того как я искупался в Байкале, - где вода была +4 градуса, - смогу купаться в Женевском озере зимой".

Мария Петропавлова, Анастасия Калиткина, Дмитрий Должников защитили бакалаврские дипломы в ИГУ, на школе не впервые, и природой их тоже не удивить. Однако в очередной раз находят для себя пользу от пребывания здесь. Мария: "Поскольку наш университет находится далеко от крупных научных центров, эта школа делается, чтобы вывести нас в научный мир. Такой огромный плюс для нас - мы можем пообщаться с иностранцами. Я занимаюсь нейтрино и сверхновыми звездами, здесь много и новой для меня информации, и что-то уже известно из университетских лекций. Мне было интересно узнать, как устроены установки". Дмитрий: "В группах мы разбираем вопросы, которые могли у нас возникнуть в ходе лекций, решаем задачи, которые дают лекторы". Анастасия добавляет: "Ведущий группы Антон Баушев очень интересный человек и сам какие-то задачки нам подкидывает. А если возник вопрос, он не просто на него отвечает, а заставляет нас подумать, найти ответ самостоятельно".

Раджниш Шакья Сингх из Индии сейчас учится в аспирантуре Новосибирского университета. На стандартные вопросы по школе отвечает: "Очень хорошее впечатление, все очень нравится, особенно то, что здесь все естественно, мало электронного загрязнения, в плане компьютеров, Интернета. Хорошо, что мы здесь изучаем физику. Физика - это наука о природе, и мы находимся очень близко к природе. Некоторые лекции действительно пригодятся в работе. Да и в целом полезно узнать что-то новое. Я познакомился почти со всеми участниками. У нас есть небольшая группа ребят из Чехии, мы проводим много времени вместе по вечерам".

Максим Лалетин после учебы в МИФИ поступил в аспирантуру Льежского университета. Считает, что лекции подготовлены очень хорошо, кроме того, интересна сама организация - то, что занятия проходят в палатке: "Думаю, очень интересно переместиться в другую обстановку, немножко меняется настрой. Есть перспектива придумать что-то новое, о чем не задумывался на своем рабочем месте. Какие-то новые мысли появляются".

Михаил Кузнецов (ИЯИ РАН) рассказал то, что, возможно, пригодится и другим молодым ученым для будущих поездок: "Я давно знал, что здесь проходит школа, но как-то все не получалось - и ехать далеко, и темы не совсем подходящие. В этом году я увидел, что темы практически стопроцентно совпадают с тем, чем я занимаюсь, и набор лекторов очень солидный. Действительно, мировые лидеры, эксперты. Должен сказать, что смог сюда поехать благодаря фонду поддержки теоретической физики "Базис", куда я отправил заявку. Фонд поддерживает теоретиков - есть гранты и на группу, и на поездки. Надо зарегистрироваться, загрузить портфолио, оформить заявку. Мою фонд одобрил и предоставил средства". Михаил говорит, что в научной работе сейчас находится посередине: часть времени уделяет работе в эксперименте по космическим лучам Telescope Array, часть - теоретическим исследованиям, имеет преподавательский опыт, поэтому может оценить научную программу с разных ракурсов: "В целом нравится. Лекции хорошие, информативные. Есть такая ремарка - этот материал, который дается на школе, немного сложен для студентов 2-4-го курсов. Это подтверждается тем, что они вопросов практически не задают. Это школа скорее для студентов старших курсов и аспирантов. Есть, конечно, дополнительная разъяснительная работа, но базу, которая нарабатывается 4 года, такими занятиями не компенсируешь. Но в целом, я считаю, этот опыт позитивный. В последнее время научные мероприятия стараются проводить в приятных местах. Это, может, и дополнительно привлекает кого-то, и настраивает на нужную волну. Есть и еще один момент - когда вы находитесь в мегаполисе, вас постоянно что-то отвлекает. А тут особо идти некуда, как говорится, с подводной лодки никуда не денешься. И участники волей-неволей вынуждены общаться между собой".

Роса Майта Паласиос из Боливии на школе представляет университет города Осака (Япония), искала в Интернете школу по тематике космических лучей, и Байкальская ей очень подошла. Она работает в эксперименте Telescope Array, который проводится в штате Юта, США, изучает космические лучи высоких энергий, поэтому все, что здесь рассказывается, для нее очень полезно: "Нравится организация, не ожидала, что будет время для дополнительных занятий. Такое я вижу впервые. И такая система действительно заставляет думать, заниматься и лучше понять материал".

Научный руководитель Джованни Черибелла (Университет Макса Планка, Германия) Роберт Мирзоян предложил ему приехать на эту школу. Джованни и сам хотел съездить посмотреть дальнюю часть России, заодно поговорить с учеными о физике: "В организации школы важно, что есть и лекции, и время для учебы. Я был раньше на таких школах, где много лекций и нет времени, чтобы правильно осмыслить материал. А еще нравится, что это все происходит на Байкале, очень хороший баланс между физикой и природой".
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер