Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 33-34 (4427-4428) от 30 августа 2018:


№ 33-34 в формате pdf
 

Между наукой и природой

Интерес порождает активность

Ведущий научный сотрудник ЛТФ ОИЯИ Антон Баушев участвовал в школе в качестве ведущего группы, занимался с ребятами после обеда решением задач и дополнительной проработкой лекций. О целях и смысле своей работы он рассказал так:

"В определенном смысле это работа психолога - приходится участников раскачивать. Это естественно. Молодые люди еще стесняются, они не очень хорошо знают физику. Неважно, что он говорит неправильные вещи, - я его поправлю. Он же не мост строит, он пока только учится. В этом и состоит процесс обучения. Естественно, у него есть вопросы, заблуждения. Главное, чтобы человек не замыкался, общался, не боялся спрашивать.

Передо мной и была поставлена задача, что называется, разговорить людей. Физика сейчас, к сожалению, имеет перекос. Например, есть физическое явление, есть уравнение, которое его описывает, и студент просто начинает численно его решать - правильно, не правильно, неважно. Но это не физика. Физика - это понять, как это явление устроено. Если вы этого не знаете, то никакие уравнения и компьютеры не помогут. Нужно понимать, что даже за сложными явлениями стоит довольно простая физика, которую можно оценить количественно и очень часто объяснить на пальцах. В любой реальной системе действует множество факторов. Например, волны на Байкале - есть ветер, приливное воздействие, вязкость; фазы Луны тоже влияют, но слабо. Важно, когда создается модель, выделить сначала основные влияния, сделать простенький вариант, а потом его усложнять. При этом вы должны проанализировать физическое явление и понять, какие факторы главные, а какие - второстепенные, и поэтому их можно отбросить. И если вы здесь ошибетесь - электронные симуляции будут неправильными, компьютер думать за вас не будет и подобную ошибку в принципе найти не сможет.

В этом смысле хорошие задачи давали на вступительных в Новосибирский университет. Простейшая задача - машина летит в пропасть. Сколько оборотов она совершит? Понятно, что точное решение задачи очень сложное - надо учитывать воздух, форму машины, скорость и так далее. Но оценить и получить правдоподобную оценку - можно. Это очень важно для обучения, и сейчас это во многом утрачивается. Если ученый не понимает, что происходит, то компьютер не спасет, он посчитает только то, что в него заложили.

Студенты здесь разные, разного уровня. Они еще находятся на той стадии, когда их знания не очень важны. Важен интерес и активность. Именно интерес порождает активность. Физика не приносит много денег - я хочу сразу предупредить тех, кто хочет выбрать эту профессию. Хотя доля физика неплохая. Главное - чтобы нравилось много изучать, читать, разбираться. Если этого нет, человек не сможет эффективно заниматься работой, которая ему неприятна".
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер