| ||||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | |||
№ 32 (4022) от 6 августа 2010: |
Молодежь и наука Полгода из жизни Учебно-научного центра ОИЯИ - это много или мало? Смотря с какими мерками подходить к такому сроку. Прочтя отчет директора УНЦ С.З.Пакуляка, вы согласитесь, что полгода - это очень много!
На снимке Павла КОЛЕСОВА: УНЦ ОИЯИ. 23 июля. Директор центра С.З.Пакуляк вручает студентам стран-участниц ОИЯИ сертификаты о прохождении практики-2010 в Дубне и "фирменные" футболки. Открывая мир современной физикиУНЦ ОИЯИ - итоги прошедшего полугодия В конце июля, когда заканчивается международная студенческая практика и сотрудники Учебно-научного центра собираются в отпуска, мы традиционно подводим итоги прошедшего полугодия. За этот период УНЦ были организованы и проведены две сессии международной практики для студентов из Арабской Республики Египет и студентов европейских стран, а также научная школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. Школы для учителей, которые УНЦ организует в тесном сотрудничестве с Европейской организацией ядерных исследований, - это новое направление работы Учебно-научного центра. Первая школа прошла в ноябре 2009 года в ЦЕРН, а вторая - в этом году в Дубне с 4 по 10 июля. В работе второй школы приняли участие 44 учителя из России, Белоруссии, Украины, Болгарии и Чехии. Учителя из России представляли более 25 городов: от Владивостока до Петрозаводска. Не секрет, что физика, которую преподают в современной школе, это физика еще XIX века, и существует огромный разрыв в понимании учителей и школьников, что такое современная физика и чем занимаются современные естествоиспытатели. Это непонимание - одна из причин потери интереса учащихся к естественным наукам. Поэтому УНЦ старается проводить школы для учителей под лозунгом: "Что нужно знать учителю о современной физике?". Это очень не простая задача: рассказывать о современной физике людям без специального образования, - и не все еще у нас получается, но у учителей остаются живые, непосредственные впечатления о современных физических исследованиях, проводимых в ЦЕРН и ОИЯИ, которые они могут передать своим ученикам. Вот что пишет учительница физики из Дмитровского района Московской области Тамара Игоревна Цимбал: "Хочется поблагодарить всех лекторов за их мастерство и за тот бесценный опыт и знания, которыми они делились с участниками школы. Огромная благодарность организаторам за предоставленные участникам школы интереснейшие материалы. В современном мире сотрудничество науки и образования, в том числе школьного, совершенно необходимо. Спасибо вам за те шаги, которые вы делаете в этом направлении". Одним из главных результатов первой школы для учителей стало возникновение целой серии видеоконференций между ЦЕРН и школами России. Эти конференции возникли по инициативе учительницы лицея N№ 8 города Тихвина Ленинградской области Инны Валентиновны Вихровой, участницы обеих школ в Женеве и Дубне, и сотрудников ЦЕРН. С декабря 2009 года по май 2010-го состоялось 8 видеомостов со школами различных регионов Российской Федерации, в которых приняли участие более 850 школьников. Мы надеемся, что после учительской школы в Дубне такие видеоконференции будут организованы также между школами стран-участниц ОИЯИ и сотрудниками лабораторий Института. Надо сказать, что опыт проведения такого мероприятия в УНЦ уже есть. В мае наша газета писала о видеомосте, связавшем конференц-зал УНЦ и школы Кисловодска и Ставрополя, на котором Г.А.Шелков демонстрировал школьникам созданный в Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова интернет-портал "Ливни знаний", посвященный физике космических лучей. Участники школы в Дубне тоже познакомились с этим проектом, и мы надеемся, что в сентябре количество посетителей этого научно-образовательного ресурса возрастет многократно. В подготовке научной школы принимали участие молодые сотрудники Института и активисты Объединения молодых ученых и специалистов ОИЯИ, которые подготовили программы знакомства с лабораториями ОИЯИ. Хотелось бы отметить большую помощь в организации школы А.Айрияна и С.Мицына (ЛИТ), Д.Дряблова (ЛФВЭ), Р.Ревенко и А.Исаева (ЛЯР), Н.Анфимова (ЛЯП), А.Рогачева (ЛНФ), О.Белова (ЛРБ). Надо сказать, на учителей произвел очень сильное впечатление тот факт, что Олег Белов, закончив университет в прошлом году, уже защитил кандидатскую диссертацию и стал одним из самых молодых секретарей ПКК ОИЯИ - по физике конденсированных сред. Мы надеемся, что пример Олега будет преподан учителями своим ученикам как свидетельство широких возможностей, которые открываются перед молодыми людьми в стенах Объединенного института. Учителям запомнятся лекции Д.Наумова, М.Фронтасьевой, В.Никитина, В.Кадышевского и многих других. Лекция Владимира Георгиевича сопровождалась яркими и точными зрительными образами, которые удачно проиллюстрировали такие сложные понятия, как, например, базовый принцип калибровочной теории поля. Именно таких образов не хватает современному учителю, чтобы объяснить школьникам, что такое квантовая механика, квантовая теория поля, так как знакомство с этими краеугольными камнями современной физической картины мира даже не входит в современные школьные образовательные стандарты. Все лекционные материалы, использованные на школе, были вручены учителям в конце занятий и доступны на сайтах школ http://uc.jinr.ru/cern и http://uc.jinr.ru/jinr10.
Учителя физики из пяти стран-участниц в Особой экономической зоне на лекции Ю.А.Панебратцева. Фото Евгения МОЛЧАНОВА. В программу школы входила экскурсия в Особую экономическую зону "Дубна", включившая знакомство с коллективом резидента ОЭЗ компанией "Интерграфика". Юрий Анатольевич Панебратцев, руководитель этого коллектива, познакомил учителей с проектом "Сферы" (создание инновационного учебника нового поколения). Для учителей была организована выставка-продажа этих учебников и электронных приложений к ним. Создание новых, современных и интересных школьных учебников - это еще один способ привлечь молодежь в науку. В последний день школы состоялось два круглых стола: в Университете "Дубна" и в ДМС ОИЯИ. В них участвовали сотрудники лабораторий Института - преподаватели базовых кафедр ОИЯИ в университете. Многие учителя пообещали, что они будут рекомендовать своим питомцам, увлеченным естественными науками, приезжать учиться в Дубну. Если этот процесс начнется и в Университет "Дубна" придут мотивированные школьники, значит, все наши труды по организации научных школ для учителей в Дубне и Женеве не напрасны. Вот какой отзыв получили мы от Юрия Юрьевича Говорухина, участника двух школ, учителя физики из Кисловодска: "С большим уважением к вам и искренней признательностью выражаю благодарность за оказанную возможность участвовать в научной школе второй раз. Ваша новаторская идея, заложенная в научной школе, по передаче фундаментальных знаний от исследователя к учителю, от учителя к ученику определяет вашу заботу и отношение к творческому учителю, к его профессиональному статусу и образованию вообще. Методы и формы работы (видеоконференцсвязь, открытые научно-исследовательские интернет-проекты, дистанционные конференции, исследовательская деятельность, дистанционное общение с учеными-исследователями и т.д.), использованные мной после первой школы, значительно изменили отношение учащихся к физическим знаниям: от отвлеченных, теоретических, - к практическим, фундаментальным, определяющим современное мировоззрение. Это большая помощь учителю, мощный стимул совершенствования педагогического мастерства! Такое взаимодействие школ с ведущими научными центрами (ОИЯИ и ЦЕРН), основанные на тесном сотрудничестве в области развития инновационно-образовательных программ, на мой взгляд, удачно подходит к идее "Новому поколению - новое образование!""
Практика в мае для студентов из Арабской Республики Египет отличалась по своему формату от предыдущих. По просьбе руководителей практики с египетской стороны, вместо фиксированных проектов для каждого студента были организованы три программы: информационные и Грид технологии; ядерная физика и приложения; ускорительная техника и физика эксперимента. Студенты были разделены на три группы, каждая из которых участвовала в одной из программ. Студенты, изучавшие Грид технологии, прослушали за три недели семестровый курс, который подготовили и провели молодые сотрудники ЛИТ А.Ужинский и Н.Кутовский. Две экспериментальные программы были организованы по-другому. Три недели практики были поделены поровну между тремя лабораториями: ЛФВЭ, ЛЯР и ЛНФ. В каждой из этих лабораторий студенты в течение недели знакомились с соответствующими базовыми установками Института и выполняли небольшие практические работы. В целом, новая форма организации практики понравилась студентам, так как позволяла за короткое время познакомиться со всем спектром экспериментальных установок ОИЯИ. Но были и определенные недостатки, связанные в основном с тем, что для организации такой формы практики требуется участие большого количества сотрудников научных подразделений Института, что не всегда возможно. Особенно обременительной такая форма практики оказалась для ЛЯР, но Б.Н.Гикал и С.И.Сидорчук сделали все возможное и часто невозможное, чтобы программа практики в этой лаборатории прошла на высоком уровне. Будущее покажет, приживется ли новая форма организации международных студенческих практик. Учебно-научный центр ОИЯИ открыт для обсуждения любых конструктивных предложений, чтобы сделать практику максимально эффективной и полезной как для студентов и аспирантов из стран-участниц ОИЯИ, так и для лабораторий. Планируя международные практики, мы не должны забывать, что одна из основных наших задач - привлечение студентов из стран-участниц ОИЯИ на работу в лаборатории Института. Вторая сессия практики проходила в июле и по форме не отличалась от практик прошлых лет, когда все три недели студенты работали над одним из проектов в одной из лабораторий Института. Прецедент состоял в количестве студентов, принявших участие в работе этой сессии. Никогда ранее международная студенческая практика не проходила одновременно для 70 студентов из европейских стран-участниц ОИЯИ. Сотрудникам УНЦ пришлось провести очень большую работу в лабораториях Института, чтобы найти достаточное количество интересных проектов. В этой связи хочется отметить Лабораторию нейтронной физики, сотрудники которой как на первой, так и на второй сессиях охотно шли нам навстречу и подготовили большое количество интересных проектов для участников практики. Мы надеемся, что с вводом в строй ИБР-2М количество проектов в этой лаборатории еще более возрастет, в целом же проведение практики будет отвечать идее А.Н.Сисакяна, о том, что весь Институт, все его базовые установки должны превратиться в большой физический практикум для университетов стран-участниц ОИЯИ. Коллектив УНЦ вместе с коллективами научных подразделений будет стремиться к реализации этой амбициозной цели, так как только в этом случае удастся сохранить преемственность международных научных коллективов, работающих на базовых установках ОИЯИ.
Студенты из стран-участниц на нуклотроне ЛФВЭ. От имени коллектива Учебно-научного центра выражаю благодарность всем сотрудникам Института, принимавшим участие в проведении научной школы для учителей и международных студенческих практик. Список этих людей настолько велик, что не укладывается в газетные рамки. Участники этих мероприятий сделали все от них зависящее, чтобы образовательные программы в ОИЯИ проходили на самом высоком уровне. Учебно-научный центр ОИЯИ надеется на дальнейшее плодотворное сотрудничество со всеми подразделениями Института для реализации новых образовательных проектов. Станислав ПАКУЛЯК, директор УНЦ ОИЯИ, Говорят участники летней практикиПетр Дистлер, Пражский политехнический институт: Я работал в Лаборатории ядерных реакций под руководством Владимира Алексеевича Скуратова, в центре прикладной физики занимался радиохимическими проблемами трансмутации радиоактивных актинидов. Это практическая задача, связанная с материалами ядерных реакторов, которые испытывают трансмутацию. Я и в Праге занимаюсь теми же проблемами. Здесь на практике познакомился со многими интересными людьми как из Института, в том числе со своими соотечественниками, работающими в Дубне, так и из разных стран Европы. Была очень интересная встреча со студентами университета "Дубна"... Она оставила яркие, самые сильные впечатления! Еще запомнились поездки в Москву, Санкт-Петербург, и, конечно, Волга в Дубне. У нас нет таких больших рек. Мне бы хотелось еще не раз вернуться в Дубну, может быть, поработать в ОИЯИ. Каталин Падурару, Румыния: Эта школа была интересна тем, что проводилась совместно с ОИЯИ и здесь открывается очень широкое поле для постановки самых разнообразных экспериментов. Это прекрасный город, с прекрасной рекой. Меня поразил Институт, очень приветливые люди, которые нас встретили и многому научили, сюда хочется вернуться. Роман Свердлов, Белорусский государственный университет, химический факультет: На нашем факультете с 3-го курса начинается специализация по радиационной химии, нас готовят для работы на планируемой в Белоруссии атомной электростанции. На школе было очень интересно. В Институте есть широкие возможности для развития научного потенциала и получения высокопрофессионального образования, и поэтому практика очень понравилась. Есть возможность познакомиться с ровесниками из разных стран, потренировать свой английский, обменяться интересами. В перспективе будут какие-то контакты и сотрудничество с зарубежными коллегами. В Лаборатории ядерных реакций руководителем нашей практики был Олег Дмитриевич Маслов - очень интересный разносторонний человек. Он увлекается разными интересными предметами, метеоритами, железо-марганцевыми конкрециями... Мацей Якуб Микульски, Ягеллонский университет в Кракове, Польша: Очень рад, что приехал в Дубну, первый раз в жизни. Увидел своими глазами, что такое настоящая наука, потому что в университете нет такой практики. Впервые участвовал в реальном, настоящем физическом эксперименте. Поражен очень хорошей атмосферой работы и тем, что все-все-все очень доброжелательны. Нам здесь очень понравилось, нас очень хорошо принимали. Кроме учебы очень хорошо организована культурная программа, все делается вместе, сообща. Сначала мы хотели организовать поездку в Катынь только для польской группы, но к нам присоединились и студенты из других стран, потому что эта трагедия всех волнует… Познакомился с очень многими людьми, с которыми буду продолжать контакты. Многим молодым людям так понравилось здесь, что они думают вернуться, чтобы делать свои кандидатские работы. И лично я тоже об этом думаю... Николай Чолев, Благоевград, Юго-Западный университет, Болгария: Для нас это было очень полезно - посмотреть, как делается реальная физика. Как все это действует. Конечно, это не Интернет и не учебники. Мои личные интересы лежат в области теоретической физики, радиобиологии, физики частиц, меня очень занимают вопросы происхождения Вселенной... Если говорить о конкретных работах - меня включили в команду, которая занимается проектом NICA/MPD, я участвую в разработке детекторов... Это совершенно новая физика на коллайдерах. Уже обзавелся друзьями из всех стран, которые тоже приехали на практику. |
Редакция | Веб-мастер |