Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 48 (3987) от 4 декабря 2009:

Версия № 48 в формате pdf (~2.9 Mb)

Отчет о командировке

Проект NICA: сотрудничество развивается

О поездке в ускорительные центры США, проходившей с 24 октября по 8 ноября, и ее результатах нашему корреспонденту рассказали руководитель проекта NICA член-корреспондент РАН И.Н.Мешков и заместитель директора ЛФВЭ, начальник ускорительного отделения ЛФВЭ Г.В.Трубников.

- Целью нашей поездки было представление в Национальной лаборатории имени Ферми (Фермилаб) и Национальной брукхейвенской лаборатории (BNL) проекта NICA, обсуждение различного рода проблем, связанных с осуществлением этого проекта, и достижение договоренностей о сотрудничестве.

И.Н.Мешков: Для меня поездка началась с посещения семинара "Ускорители для будущего Америки", организованного Департаментом энергии США (DoE) в Вашингтоне. Семинар проходил три дня и собрал ведущих специалистов-ускорительщиков Северной Америки и (по приглашению) различных ускорительных центров мира. Первый день семинара был посвящен обзорным докладам, в которых анализировалось современное состояние ускорительной техники, с акцентом на возможное развитие, как для фундаментальных, так и для прикладных (в большей мере) применений. Особенное внимание было уделено медицинским приложениям. В заключение первого "круглого стола", в частности, был поднят вопрос о проблеме интеллектуальной собственности государственных и частных предприятий при их совместной работе. Эта проблема важна и для нашего Института, особенно в связи с развитием "инновационного пояса". Надо сказать, что каких-то свежих идей по этой проблеме я не услышал.

Два последующих дня закрытых заседаний (насколько мне стало известно) были отведены для выработки неких рекомендаций для DoE по дальнейшему развитию ускорительной техники и ее применений. И хотя в этих рекомендациях ничего категорически не утверждалось, ясно, что администрация Б.Обамы (в данном случае, "в лице" DoE) всерьез занялась проблемами развития науки.

Сегодня в Соединенных Штатах заметно усиление "вертикали власти": если раньше национальные ускорительные лаборатории были независимыми, отношения с DоE велись на уровне договоров (контрактов), то теперь они полностью подчиняются министерству.

29 октября началась "фермилабовская" часть нашей, теперь уже совместной, поездки.

Г.В.Трубников: Круг вопросов, который мы старались охватить при обсуждениях, был достаточно широким - от задач технического характера до проблем ускорительной физики, и в обеих лабораториях вопросы в значительной мере "перекрывались". Так, свое пребывание в Фермилаб мы начали с визита в технологический отдел, где В.Ярба и А.Злобин, в недавнем прошлом сотрудники ИФВЭ, подробно познакомили нас с работами отдела и высказали ряд рекомендаций. То же самое повторилось позже в BNL, где ведущий специалист А.Джэйн буквально развернул перед нами компьютерные файлы магнитных измерений сверхпроводящих магнитов коллайдера RHIC. Эта информация практически очень важна для разработки магнитов коллайдера NICA. Эксперты обеих лабораторий отмечали, что заложенные в проекте магниты с напряженностью поля 4 Т и с радиусом поворота 11 м - интересная, но трудно реализуемая разработка, скрывающая много "подводных камней". Такие магниты никто еще не делал.

И.Н.Мешков: Проект NICA в целом мы представили в докладах на семинарах, состоявшихся в ускорительных отделениях Фермилаб и BNL. Доклады было выслушаны с большим интересом, вызвали много вопросов и послужили основой для дальнейших обсуждений.

Ключевой проблемой, как подтвердили коллеги, видится необходимость создания эффективных средств подавления внутрипучкового рассеяния в интенсивных сгустках ионов, циркулирующих в коллайдере NICA. Таких средств известно два - электронное и/или стохастическое охлаждение. Последнее - более дешевый и простой метод. Он хорошо развит в обеих лабораториях, и нам была обещана практическая помощь в применении этого метода. Тем не менее, не следует отказываться и от электронного охлаждения - оба метода дополняют друг друга: стохастическое охлаждение эффективно действует на ионы с большими амплитудами бетатронных колебаний, тогда как электронное хорошо охлаждает плотную центральную часть сгустка. В результате сохраняется как средняя светимость (предотвращается "разбухание" сгустка и гибель ионов), так и ее пиковое значение (поддерживается высокая плотность сгустка).

Мы предполагаем заложить в проект две стадии развития: начать со стохастического охлаждения, а позже ввести в действие электронное. Опыт создания системы электронного охлаждения на энергию электронов в несколько МэВ имеется сегодня только в Фермилаб, где группа, состоящая в значительной степени из воспитанников ИЯФ имени Г.И.Будкера (С.Нагайцев, А.Шемякин и другие), построила такое устройство для накопителя антипротонов Recycler. В результате средняя светимость коллайдера Тэватрон монотонно увеличивалась за последние годы.

Алексей Федотов (BNL) и Григорий Трубников около натурной модели СП магнита RHIC.
Г.В.Трубников: Для BNL наша работа по созданию системы электронного охлаждения интересна с практической точки зрения, так как в ближайших планах лаборатории - снижение энергии ионов в RHIC до того же диапазона, что и в проекте NICA. А тогда для достижения нужного уровня светимости требуется охлаждение. Словом, те же проблемы. Ведет работы по охлаждению А.Федотов, выпускник Новосибирского университета (НГУ), с которым мы уже несколько лет успешно сотрудничаем по развитию численных методов расчета динамики интенсивных пучков в накопителях с охлаждением.

И.Н.Мешков: Очень важно, что в Фермилаб сложилась сильная группа по расчетам динамики частиц в циклических ускорителях. Основа этой группы - воспитанники НГУ и ИЯФ имени Будкера (в том числе, и мои дипломники). Они, конечно же, с готовностью откликнулись на просьбу помочь, и, что называется, не успели мы покинуть пределы Нового Света, как уже началась работа по электронной переписке, совместная с нашей группой NICA. В нее сегодня втянуты наши соотечественники, работающие в Фермилаб, BNL, FZ Juelich, а также профессор Катаяма в Токио. Так что проект NICA вышел на "орбиту", буквально опоясывающую земной шар. И это, кстати, ответ противникам взаимодействия с соотечественниками, работающими за рубежом (я имею в виду дискуссию, развернувшуюся в печати в связи с известным письмом Президенту Д.Медведеву).

Г.В.Трубников: Суммируя результаты поездки, можно сказать, что идея проекта NICA воспринята совершенно серьезно, хотя довольно живой интерес вызывает проблема его финансирования.

В январе состоится очередное заседание консультативного комитета по проекту NICA (Machine Advisory Committee - MAC). На заседание, кроме постоянных членов MAC, будут приглашены также эксперты из Фермилаб и BNL, о чем с ними достигнута договоренность. Результаты заседания MAC будут доложены на ПКК по физике частиц.

В кабинете Э.Куранта.
И.Н.Мешков: И в заключение нашего рассказа не могу не упомянуть об одной замечательной встрече. Это произошло в первый день нашего визита в BNL. Мы шли по коридору, направляясь в "свою" комнату, когда Алексей Федотов, опекавший нас в BNL, вдруг спросил: "Видите, кто идет впереди нас? Это Эрнест Курант!" - упустить такую возможность я не мог - схватил фотоаппарат и ринулся за ним вслед.

Дело в том, что с Эрнестом, одним из изобретателей метода жесткой фокусировки, я был знаком с 60-х годов, когда он несколько раз посещал Новосибирск и работал с моим учителем Борисом Валериановичем Чириковым. Застал я его в кабинете. Взглянув на мой бэджик, он сказал: "А, помню", - что меня, естественно, удивило. Поговорили о Новосибирске, о Борисе (он знал о его кончине). Потом он сказал, что теперь приходит в лабораторию только раз в неделю, по средам. Сегодня у него доклад на семинаре... Остается только добавить, что в этом году профессору Куранту исполнилось 92 года!

Ольга Тарантина


Редакция Веб-мастер