Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 48 (3987) от 4 декабря 2009:

Версия № 48 в формате pdf (~2.9 Mb)

Своевременные мемуары

Сердце нового реактора ИБР-2М

16 ноября исполнилось три года, как изготовлена последняя, 89-я тепловыделяющая сборка для нового реактора ИБР-2М. Эти работы выполнялись в соответствии с планом модернизации реактора ИБР-2, утвержденным в 1995 году директором ОИЯИ В.Г.Кадышевским, на технологическом участке, размещенном в здании ОРДВ ОИЯИ. Такое нерядовое событие в жизни Института стало возможным благодаря большому творческому труду сотрудников ОИЯИ, ВНИИНМ, НИКИЭТ, ГСПИ, сотрудников завода-20 производственного объединения "Маяк" города Озерска Челябинской области и сотрудников машиностроительного завода города Электростали.

А началось все в марте 1995 года. В начале месяца меня пригласил к себе главный инженер Лаборатории нейтронной физики Владимир Дмитриевич Ананьев и познакомил с планом модернизации реактора ИБР-2. Он попросил меня связаться с руководством производственного объединения "Маяк". Я позвонил начальнику установки "Пакет" завода-20 В.Н.Полянскому и рассказал ему, что нам предстоит разместить у них заказ по изготовлению твэлов. Он мне ответил: "Есть приказ по комбинату, в соответствии с которым установка "Пакет", на которой изготавливаются твэлы, выведена из эксплуатации, готовится демонтаж оборудования, и специалисты переводятся на другие участки. Чтобы выполнить ваш заказ, необходимо немедленно начинать переговоры с дирекцией комбината".

На следующий день мы обсудили ситуацию с директором ЛНФ В.Л.Аксеновым, главным инженером ИБР-2 А.В.Виноградовым и В.Д.Ананьевым. Виктор Лазаревич Аксенов попросил меня поехать на "Маяк" для переговоров с дирекцией комбината и быть готовым на любые их условия, лишь бы были изготовлены твэлы. Одновременно он вел переговоры с первым заместителем министра РФ по атомной энергии Л.Д.Рябевым. Имелись две трудности. Первая - это оплата топлива. Раньше СССР передавал ОИЯИ топливо без оплаты. Институт оплачивал только изготовление твэлов. Теперь, в рыночных условиях, процедура значительно усложнилась. Но этот вопрос с помощью Л.Д.Рябева удалось решить. Вторая трудность заключалась в том, что в то время предприятия находились в ведении министерства, но фактически были "отпущены в свободное плавание" без финансовой поддержки. В результате эту задачу министерство предоставило нам решать самостоятельно.

22 марта мы с В.И.Фурманом прилетели в Свердловск и поехали в Озерск. На другой день утром встретились с главным инженером комбината А.П.Сусловым. Переговоры шли до обеда, но положительного результата не дали. А.П.Суслов не соглашался на возобновление работы установки "Пакет". После обеда переговоры продолжились на заводе-20 с руководством предприятия. К концу дня пришли к решению: работу "Пакета" можно возобновить за два года, сохранив при этом эксплуатационный коллектив, но все расходы по восстановлению оборудования и эксплуатации ОИЯИ берет на себя. Вот с такими предложениями и продолжили утром второго дня обсуждение в кабинете главного инженера комбината А.П.Суслова. К обеду со словами: "Надо помочь науке", - он согласился с нашими предложениями и попросил главного инженера завода-20 В.И.Кузьменко подумать о топливе, которое будет использоваться при изготовлении твэлов. А.П.Суслов выдвинул условие, чтобы ВНИИНМ в течение трех месяцев выдал эскизный проект твэла ИБР-2М. Я с облегчением вздохнул и, поблагодарив В.И.Кузьменко и начальника установки "Пакет" В.Н.Полянского, выразил надежду, что наше сотрудничество будет успешным.

У меня появилось свободное время для прогулок по улицам города, в котором я прожил 12 лет, работая на промышленном реакторе. В мае 1962 года я увез отсюда на своей машине семью в Дубну. До Москвы мы ехали четверо суток... Я подошел к дому на улице Больничной, из которого уехала моя семья, прошел по улице Дуговая до озера Иртяш и вернулся в гостиницу "Урал", а на следующий день покинул город.

В декабре 1995 года в Москву приехал В.Н.Полянский, чтобы обсудить вопрос о первоочередных задачах по изготовлению твэлов и проект договора между ОИЯИ и ПО "Маяк". Встреча состоялась на территории ВНИИНМ. Решили, что следует заключить два договора: один между ОИЯИ и ПО "Маяк", а другой между ОИЯИ и сторонними организациями.

В январе 1996 года между ОИЯИ и ПО "Маяк" был заключен договор на три года. В 1997 году главный инженер ПО "Маяк" А.П.Суслов извещает руководство ОИЯИ, что производство работ по договору приостановлено из-за отсутствия финансирования за 1996 год. Он просит ОИЯИ погасить задолженность, после чего пролонгировать договор на 1999-2002 гг. В следующем его письме сообщалось, что ПО "Маяк" до сих пор не получил от института ВНИИНМ техническую документацию на изготовление твэлов реактора ИБР-2М, и это тормозит выполнение работ.

Директор лаборатории В.Л.Аксенов занялся проблемой финансирования работ, связанных с модернизацией реактора ИБР-2. Ему удалось заинтересовать Министерство промышленности и науки РФ в реализации проекта, и в рамках Государственной программы по нейтронным исследованиям вещества были выделены дополнительные средства для оплаты работ на комбинате "Маяк" и во ВНИИНМ. Полностью вопрос о реализации проекта модернизации реактора ИБР-2 был решен в 2000 году, когда В.Л.Аксенову удалось убедить министра РФ по атомной энергии Е.О.Адамова в необходимости реактора ИБР-2М для российской науки и Минатома, в частности, и было подписано соглашение между Минатомом и ОИЯИ. По этому соглашению Минатом оплачивал все работы, производимые его предприятиями. В целом это составило чуть больше половины всей стоимости проекта.

(Продолжение следует)

А.И.Бабаев


Редакция Веб-мастер