|
№ 44 (3983) от 30 октября 2009:
Версия № 44 в формате pdf (~1.5 Mb)
|
Молодежь и наука
"Ищите в себе искру!", или Некоторые итоги Всероссийской школы по нейтронографии
Студенты, аспиранты и молодые научные сотрудники вузов и исследовательских центров приняли участие во Всероссийской школе "Современная нейтронография: междисциплинарные исследования наносистем и материалов", проходившей при поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в ОИЯИ с 12 по 20 октября.
Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Краснодар, Нижний Новгород, Самара, Ульяновск, Петрозаводск - такова география школы, собравшей более 40 участников. И если географической представительностью на различных конференциях и совещаниях Дубну не удивишь, то количество академиков, членов-корреспондентов, профессоров и докторов наук из лекторского состава "на душу населения" этой школы показалось лично мне необычно высоким. Школа, наверное, не была бы такой, какой она стала, без лабораторного практикума, который провели ведущие сотрудники ЛНФ. А участникам пришлось за него отчитаться.
О задачах школы рассказал заместитель председателя оргкомитета Д.П.Козленко:
Современное общество все больше испытывает потребность в новых материалах. Расцвет информационных технологий влечет за собой развитие наноэлектроники, возрастает и необходимость в соответствующих специалистах, - занимающихся развитием технологий и междисциплинарными исследованиями в области физики конденсированного состояния, материаловедения, химии, биологии, медицины. Нейтронография - серьезный и во многом уникальный инструмент для исследования многих материалов. Ее возможности во многих случаях шире, чем у других известных методов. Поскольку в настоящее время мы обладаем самым мощным в России исследовательским источником нейтронов - импульсным реактором ИБР-2, то Дубна наиболее подходящее место для проведения такой школы. Решая основную задачу школы (познакомить участников с современными направлениями в физике конденсированного состояния вещества, нейтронографии, смежных областях, дать им практические навыки), мы одновременно занимаемся задачей привлечения и закрепления молодежи в этой области, пусть не обязательно и в ОИЯИ. Познакомившись с возможностями ИБР-2, молодые специалисты всегда смогут приехать сюда для решения своих задач, обсуждения научных проблем.
Задал планку школе своей обзорной лекцией "Перспективы современной нейтронографии в фундаментальных и прикладных исследованиях", директор ЛНФ А.В.Белушкин, который познакомил слушателей с "главным действующим лицом" - нейтроном, рассказал о нейтронных источниках в России и мире, преимуществах и недостатках нейтронных исследований, дал широкую панораму современной нейтронографии.
Как прошла школа, рассказали сами "школьники"
Аспирант второго года обучения Воронежского госуниверситета М.А.Каширин: Я специализируюсь в области физики конденсированных сред, изучаю тонкопленочные структуры, в том числе и многослойные, измеряю свойства их поверхностей. Я знаком с техникой низкотемпературного эксперимента, а о методах нейтронных исследований нам не рассказывали. Тем не менее, обе сегодняшние лекции - М.В.Авдеева о малоугловом рассеянии нейтронов на объемных наносистемах и В.И.Боднарчука о нейтронной рефлектометрии слоистых гетероструктур были мне интересны в плане возможного использованиях их на нашей кафедре. Оказалось полезным пообщаться с ребятами из "Курчатовского института". Мы обсудили доклад П.А.Алексеева "Нейтронная спектроскопия как метод исследования сильно коррелированных электронных систем". Понравилась экскурсия на ИБР-2. Жалко, что она была короткой. Реактор я увидел впервые, так что впечатление осталось очень сильное. Вообще, на этой школе я значительно расширил свои познания.
Студентки пятого курса кафедры биофизики Университета "Дубна" Е.А.Конжур и Д.М.Крючкова: Нам предложили поучаствовать в школе, и хотя нейтронные исследования - не наша специальность, здесь оказалось очень интересно. Мы были практически на всех лекциях и обязательно придем на лекцию М.А.Островского. Школа хорошо организована. Интересно, что есть лабораторные работы. После них лекционный материал лучше усваивается. Спасибо организаторам за экскурсию в Сергиев Посад. Познакомились со студентами Тульского политеха. Они уже приезжали в Дубну, проходили практику в ОИЯИ и планируют приехать сюда работать. Так что наши впечатления от школы оказались лучше наших ожиданий.
Аспирант третьего года обучения Воронежского государственного технического университета О.А.Караева: Я занимаюсь исследованиями с применением рентгеновского излучения, и когда меня пригласили на эту школу, то решила не упускать возможность посмотреть на реактор - установку совсем другого масштаба по сравнению с рентгеновскими или установками синхротронного излучения. Лабораторные работы мы делали на спектрометре ЮМО, где о проводимых работах нам очень интересно рассказал А.И.Куклин. Я занимаюсь полимерами, и проводимые на спектрометре исследования близки к этой теме. Во время лабораторной работы на дифрактометре ДН-12 нам рассказали о сегнетоэлектрических образцах, что мне показалось тоже близким и очень интересным. Даже возникло желание приехать сюда поработать. Исследования с помощью нейтронов открывают большие возможности.
Лекции на школе были выстроены очень грамотно: начинались с самых азов, так что все было понятно даже ничего не знающим в этой области, а заканчивались самыми современными достижениями. Понравилась организация школы, надо сделать ее ежегодной, привлекать молодых людей, занимающихся не только нейтронной физикой и синхротронным излучением, но и другой тематикой. Поразили масштабы Института, сам город понравился - очень чистый, выходишь на улицу, и душа радуется! Из-за этого тоже захотелось приехать сюда еще.
Научный сотрудник Института геологии Карельского научного центра С.Н.Ивашевская: На мой взгляд, было интересно. На школах такого рода не имеет смысла учить чему-то, что можно прочитать в учебниках. И эта школа таким недостатком не страдала. Лекции были познавательные - об общих направлениях, тенденциях исследований, преимуществах разных методов. Они предоставили участникам возможность посмотреть на все и сверху, и в перспективе. Для молодых, если они еще ищут направление своих научных исследований, такая школа очень полезна.
Я совместила участие в школе со своими рабочими планами по нашим с ЛНФ контактам: М.В.Авдеев с коллегами снимает наши образцы, мы обсудили с ним, что получается, а что - нет. На школе я познакомилась с коллегами из Санкт-Петербурга. Не знаю, перерастет ли это знакомство в сотрудничество, но, по крайней мере, люди с удовольствием идут на контакт. А значит, у нас есть теперь к кому обратиться за помощью или с кем обсудить результаты не только в Дубне, но и в Питере.
Слово - лекторам
На вопрос корреспондента, специально ли он приехал на школу, чтобы прочитать лекцию, академик РАН М.А.Островский ответил:
Нет, не специально, я просто приурочил мой очередной приезд в Дубну к этой школе. Я уже чувствую себя дубненцем, поскольку последние несколько лет, став сотрудником ОИЯИ, бываю здесь регулярно.
Тема моей лекции - "Светочувствительные белки - зрительный и бактериородопсин как прообраз элементной базы наноэлектроники" - кажется, на первый взгляд, прикладной. На самом деле, я глубоко убежден, что развитие прикладных направлений совершенно бесперспективно без фундаментальной науки, без генерации новых знаний. Известен афоризм - "нет ничего практичнее хорошей теории". Для того чтобы заниматься практическими вещами, начиная с атомной бомбы и полета в космос и заканчивая ныне популярными нанотехнологиями, совершенно необходимо иметь глубокий фундаментальный задел.
Что касается нанотехнологий, то необходимо понять, какие знания могут оказаться для них и, в частности, для бионанотехнологий, существенными.
Я занимаюсь молекулярными механизмами зрения. Свет в зрении - это носитель информации. "Молекулярная машинерия" зрения, сформировавшаяся в ходе миллионов лет эволюции, невероятно сложна и совершенна. Исследовать ее - увлекательнейшая задача. Полученные же фундаментальные знания могут оказаться полезными для нанотехнологий, например для нанооптоэлектроники.
Светочувствительный белок, образно говоря, светочувствительный чип зрения - зрительный пигмент родопсин - это один из самых древних белков в животном царстве. Он возник около 550-580 миллионов лет назад у самых примитивных организмов и в почти неизменном виде сохранился до сих пор в зрительных клетках всех беспозвоночных и позвоночных. Сохранился, видимо, потому, что эффективно запускает при поглощении кванта света процесс зрения. Поэтому не стоит изобретать велосипед. Нужно понять в деталях и затем использовать принципы работы зрительного пигмента родопсина, и всей "молекулярной машинерии" зрения для создания будущих фотоинформационных устройств. Например, первая и единственная в зрении фотохимическая реакция в молекуле родопсина совершается, примерно, за 100 фемтосекунд (1 фемтосекунда это 10-15 с). Такая высочайшая скорость нужна для того, чтобы не потерять энергию света, использовать ее "для дела", то есть запуска зрительного процесса. Важно понять в деталях, как именно происходит эта фотореакция. А если понять, то потом, возможно, станет реальным по ее принципу и подобию создать устройство, способное с такой же скоростью записывать и считывать информацию в молекулярных компьютерах будущего.
Возвращаясь к началу интервью, еще раз хочу подчеркнуть, и я это отмечал в моей лекции, - примат фундаментальной науки! Наука, по моему глубокому убеждению, - это часть культуры, а не служанка технологий.
Лекцию "Нейтронные исследования водных систем" прочитал академик Национальной академии наук Украины Л.А.Булавин:
Впервые я приехал в Дубну более 40 лет назад студентом Киевского университета. Полюбил этот город, и с тех пор моя любовь к нему только усиливается. С радостью вижу, что Дубна и сегодня остается центром конденсации, центром стабильности, несмотря на то, что за последние годы очень многое изменилось в мире. Недавно директор ОИЯИ А.Н.Сисакян и ректор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Л.В.Губерский подписали договор о научном сотрудничестве. Аналогичные договоры подписывались время от времени и раньше, но реальная совместная научная работа не прерывается уже несколько десятилетий. Новый договор определяет общую научную тематику: исследование нанофизики жидких систем, таких как вода-фуллерен, которая может найти применение в медицине, магнитных жидкостей, также интересных с медицинской точки зрения. В изучении свойств магнитных жидкостей объединили свои усилия специалисты России, Украины и Румынии. Часть исследований - квазиупругое рессеяние нейтронов, термодинамические исследования этих систем будут проведены в Киеве, структурные - в ОИЯИ на установке ЛНФ ЮМО. Кстати, я делал свою дипломную работу под руководством Юрия Мечиславовича Останевича.
Обмен молодыми кадрами не прекращается и сегодня: в "нейтронке" работают два студента, два аспиранта и три научных сотрудника Киевского университета, в феврале приедут еще три студента. А молодые сотрудники ЛНФ приезжают к нам. После моей лекции на школе ребята задавали очень разумные вопросы, были приятны глубина их понимания и интерес к современной науке. Его надо поддержать, а с этими ребятами я связываю будущее науки, которая не бывает национальной. Я 17 лет работал деканом физфака и всегда считал: как мы будем работать с молодежью, таково и будущее нашей науки. Это большое дело - найти деньги и организовать на таком высоком уровне эту школу. Отдельная благодарность организаторам за поездку в Сергиев Посад - это тоже забота о нашей молодежи: гражданин своей страны должен думать не только о своих успехах в той или иной области деятельности, но и о своем духовном мире. Отец Н.Н.Боголюбова преподавал теологию в Киевском университете имени Св. Владимира, также он был настоятелем церкви в селе на Полтавщине, откуда я родом. И то, что молодые люди посетили святыню России, - это поклон Николаю Николаевичу.
Заключила научную программу школы лекция академика Д.В.Ширкова "Николай Николаевич Боголюбов. К 100-летию со дня рождения", в которой он интересно и живо познакомил молодых участников школы с историей жизни великого ученого. Дмитрий Васильевич привел уроки Боголюбова в интерпретации Ширкова:
Ученикам - ищите в себе искру, то, что вам интересно, без чего вы не можете, и занимайтесь этим делом, несмотря ни на какие обстоятельства.
Наставникам - угадайте дар в ученике и помогите развить этот дар, быть может, отдавая часть себя.
Родителям (уроки семьи Боголюбовых) - к детям надо относиться серьезно, взращивать их не только телесно, но и нравственно.
Всем нам - мы будем живы в памяти наших потомков. Постарайтесь продлить эту вторую жизнь.
И, завершая свои воспоминания, он повторил мысль, звучавшую и в других выступлениях: бессмысленно задаваться вопросом, что важнее - фундаментальная или прикладная наука? Наука едина. Подтверждение тому - вся жизнь Николая Николаевича: от первой научной работы по оптимизации формы лемеха плуга, через участие в Атомном проекте - к высотам квантовой механики...
Ольга ТАРАНТИНА
|