Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 18(3957) от 30 апреля 2009:

Версия № 18 в формате pdf (~2.3 Mb)

"ОЭЗ: выбор пути развития"

Смена вех?

На четвертом году жизни российских особых экономических зон их резидентам и руководству пришлось задуматься о том, куда идти дальше. В пятницу 24 апреля в Конгресс-центре ОЭЗ "Дубна" прошла представительная конференция "Особые экономические зоны: выбор пути развития".

Ожидали большего...

Запланированный приезд на конференцию президента Торгово-промышленной палаты РФ Евгения Примакова собрал в Конгресс-центре аншлаг. Но Евгений Максимович, занятый на совпавших по времени с конференцией государственных совещаниях, к огорчению собравшихся, в Дубну прибыть не смог, поприветствовав участников конференции своим посланием.

А проблема выбора пути развития ОЭЗ встала оттого, что мировой экономический кризис не миновал и особых экономических зон в России. Рожденные в июле 2005 года федеральным законом №116, за три с половиной года деятельности особые зоны, задуманные в качестве островков развития и кристаллизации инновационных продуктов, пока не насытили экономику нашей страны свежим и мощным потоком высоких технологий. В 2009 году РосОЭЗ коснулся процесс кризисного секвестирования государственных расходов.

Как сообщил на пресс-конференции в Дубне руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов, госфинансирование особых экономических зон сократилось наполовину - вместо 16 миллиардов рублей теперь можно рассчитывать лишь на восемь. Выпавшие деньги руководство РосОЭЗ надеется заместить средствами Внешэкономбанка и частным финансированием строительства инфраструктуры особых зон. Например, в Липецкой ОЭЗ частный инвестор уже вкладывает 17 миллиардов рублей в возведение генерирующей станции мощностью 350 МВт. Однако не это главное.

Главное то, что от особых экономических зон ожидали большего и по количеству резидентов и по эффективности их работы, признался, открывая пленарное заседание, исполнительный директор Института экономики переходного периода Сергей Приходько. Рассказав о немалых достижениях в сооружении инфраструктуры и совершенствовании законодательства российских особых зон, Андрей Алпатов напомнил участникам конференции, что по планам правительства более 1000 резидентов российских ОЭЗ должны создать 140 тысяч рабочих мест в инновационной экономике.

А что открывается непредубежденному взгляду россиянина сегодня? На сайте РосОЭЗ упомянуты лишь 172 резидента всех российских ОЭЗ. А в разделе сайта "Продукция резидентов" значится всего 10 резидентов-производителей, из которых четверо оказывают туристические услуги, четверо производят продукт в технико-внедренческих зонах и двое (оба в Липецке и оба - иностранцы) занимаются промышленным производством испарителей для холодильников и облегченной тары для пищевой и медицинской индустрии. В то же самое время в Китае уже работают и выпускают реальную продукцию 200 федеральных особых экономических зон и масса таких же зон регионального значения.

Проблемы российских ОЭЗ

Итак, в Китае одна федеральная ОЭЗ приходится на 6,6 миллиона человек, а в России - одна такая же ОЭЗ на 9,5 миллиона жителей. Как отметил в своем докладе на конференции "Особые экономические зоны: выбор пути развития" заместитель главы администрации Липецкой области Александр Коробейников, создание одного рабочего места на территории ОЭЗ должно способствовать созданию четырех рабочих мест вне зоны. Если, конечно, в зоне работа у резидентов идет.

Почему же она, если и идет, то как-то незаметно для граждан и экономики России? Заместитель губернатора Томской области Алексей Барышев, например, считает, что окупаемость технико-внедренческих зон сомнительна без возможности серийного выпуска в них наукоемкой продукции. (ОЭЗ в Томске, как и в Дубне, именно технико-внедренческого типа.) К тому же каждая из технико-внедренческих зон почему-то прокладывает свой "самостийный" путь, отметил он, в то время как организационное развитие однотипных зон должно носить централизованный, общий характер. А ключевой задачей строительства инфраструктуры Алексей Барышев назвал подтверждение финансирования со стороны госбюджета всех уровней. Заемный капитал сегодня труднодоступен, утверждает он, значит ОЭЗ нужно вести работу с госкорпорациями.

Министр экономики правительства Московской области Вячеслав Крымов, напротив, оценивает попытки "втащить серийное производство продукции в технико-внедренческие зоны" как неправильные и предлагает в дополнение к двум федеральным ОЭЗ Московской области добавить еще и региональные, превратив в них 58 существующих областных промышленных округов.

Директор Объединенного института ядерных исследований академик Алексей Сисакян назвал три основные проблемы развития технико-внедренческих зон (ТВЗ) - ведь именно на эти зоны надеется государство в создании инновационной экономики. Во-первых, у ТВЗ должна быть четкая специализация в соответствии с местом их создания. Во-вторых, чтобы работа пошла, необходимо создать "критическую массу" инноваций. В-третьих, внутри самой зоны деятельность нужно сформировать в виде отдельных кластеров согласно тематике работы резидентов. А работу зоны хорошо бы включить в глобальное международное сотрудничество.

Например, ОЭЗ "Дубна" просто обязана использовать мировой авторитет и широкие возможности ОИЯИ, подписавшего совместно с Курчатовским институтом и Международной ассоциацией академий наук трехстороннее соглашение о создании Международного инновационного центра нанотехнологий (МИЦНТ) в Дубне. Посредством новой структуры, вписанной в деятельность ОЭЗ "Дубна", планируются совместные проекты с привлечением ресурсов других государств в рамках частно-государственного партнерства. В созданную модель хорошо вписываются конвергентные технологии - шестая волна технологического развития мира, прилив которой ожидается уже в 2010 году, связывается именно с ними.

Анализ проблем развития привел директора ОИЯИ к таким выводам: 1) инновационные программы российских институтов развития нуждаются в координации; 2) нельзя менять правила по ходу игры; 3) ТВЗ должны интегрироваться в глобальную инновационную систему.

К требованию стабильности правил игры в развитии особых экономических зон присоединилось большинство выступавших на конференции.

Коснувшись развития технико-внедренческих зон, председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник заметил, что, пеняя на недостаточное финансирование "посевной" фазы проектов, резиденты ОЭЗ не всегда используют уже имеющиеся возможности, особенно касающиеся привлечения молодежи к высоким технологиям. Например, от резидентов ОЭЗ "Дубна" в Фонд не поступило ни одной заявки на участие в программе "У.М.Н.И.К." ("Участник молодежного научно-инновационного конкурса"), которая выделяет на каждого участника 200 тыс. рублей в год (не включая налоги и расходы на сопровождение проекта малым инновационным предприятием). А в Томской ОЭЗ уже имеется 300 "умников".

Представитель министерства промышленности и торговли РФ Владимир Афанасьев отметил высокий барьер входа в ОЭЗ для резидентов и предложил снизить его с 10 миллионов евро до 3 миллионов, чтобы привлечь к развитию особых зон средний бизнес.

А итальянский предприниматель Витторио Торрембини - генеральный директор ООО "СЭСТ ЛЮВЭ", работающего в Липецкой ОЭЗ, - упомянул о дороговизне управления и услуг, оказываемых ОАО "ОЭЗ" и предложил распространить качественную инфраструктуру за пределы особых зон, чтобы снизить финансовую нагрузку на предприятия-резиденты ОЭЗ. (Кто же из жителей России откажется от качественной инфраструктуры? Вопрос в том, где взять на нее средства в условиях российского климата и финансового кризиса? - Н. Т.) Кроме того, Витторио Торрембини высказал идею о необходимости государственного участия в уставном капитале малого и среднего бизнеса, приходящего в ОЭЗ.

В ответ на жалобы о дороговизне инфраструктуры особых зон генеральный директор ОАО "ОЭЗ" Сергей Левкин напомнил участникам конференции, что Герман Греф поставил задачу строителям - сделать все на высоком мировом уровне, из самых качественных материалов. Сделали. "Резидентов нет - имущество есть. Те, кто пришел, говорят - дорого, - посетовал Сергей Левкин. - Да, дорого. Но 50 процентов от цены составляют расходы на амортизацию и налог на имущество, зависящие от цены. Значит, государство за счет тарифов и стоимости аренды для резидентов на первом этапе должно компенсировать ОАО "ОЭЗ" ту часть издержек, которые пока не могут покрыть резиденты. И никакие управляющие компании эту ситуацию не изменят, пока резиденты не придут в массовом количестве".

Об идее Витторио Торрембини государственного участия в уставном капитале компаний-резидентов ОЭЗ корреспондент еженедельника поинтересовалась мнением руководителя РосОЭЗ Андрея Алпатова:

Особые экономические зоны были созданы для привлечения в экономику частных инвестиций, а частные инвесторы ратуют за участие государства в их уставном капитале. Как соединить эти противоположные устремления?

Соединить их можно. Например, итальянский инвестор из Липецка сегодня увидел, что здесь, в Дубне, за счет государства построены хороший бизнес-инкубатор и центр коллективного пользования и предложил рассмотреть подобный вариант в промышленных зонах для развития средних компаний. Это первый вариант. Второй вариант. Вчера проходил форум на тему интеллектуальной собственности в России, где руководитель Роспатента высказал очень интересную идею. У нас в стране огромное количество патентов не находит реального применения. Он предложил оценивать патенты и вносить их от лица государства в уставной капитал малых и средних предприятий, для того чтобы потом патенты коммерциализировались и государство получало доходы.

Жилье - камень преткновения?

Многими участниками конференции высказывалось мнение, что кадры не едут в зоны из-за отсутствия жилья. Предлагалось внести изменения в законодательство об ОЭЗ, позволяющие строить жилье для сотрудников компаний-резидентов внутри зоны. Сергей Левкин подсказал выход без изменения законодательства - строить на прилегающей к территории ОЭЗ гостиницы квартирного типа в качестве инфраструктурных социальных объектов на деньги уставного капитала по фиксированной цене, установленной советом директоров. Эти квартиры могли бы продаваться компаниям-резидентам как юридическим лицам и частным лицам по рекомендации компаний-резидентов с небольшой маржой, чтобы в будущем проект стал девелоперским. В Дубне, например, по мнению генерального директора ОАО "ОЭЗ" достаточно 500-700 миллионов рублей для строительства жилой площади в 20 тысяч квадратных метров, где смогут разместиться 150-200 семей из 2-3 человек. А дальше проект пойдет сам собой без увеличения заемных или кредитных средств, считает Сергей Левкин.

Но в жилье ли дело, если резидентов российских ОЭЗ в шесть раз меньше, чем ожидалось, а кадры не едут в уже построенные для них квартиры? Особые экономические зоны, безусловно, нужны, единодушно согласились все участники конференции. Но очень мешают работать административные барьеры и нормативное регулирование. Если государство заинтересовано в развитии новой экономики России, оно должно помогать больше. А кто много дает, тот вправе много и спрашивать.

Наталия ТЕРЯЕВА, фото автора


Редакция Веб-мастер