| ||||||
На заседании НТС ОИЯИ О подготовке специалистов для ИнститутаЭта тема не раз поднималась на заседаниях НТС. Так или иначе к ней всегда обращались и в связи с перспективным научным планированием, с развитием международного научного сотрудничества, и в связи с решением кадровых вопросов, совершенствованием инфраструктуры и так далее. На очередном заседании, проходившем 16 июня под председательством Р.В.Джолоса, вся повестка целиком была посвящена программам подготовки кадров для ОИЯИ в университете "Дубна" и в Учебно-научном центре ОИЯИ. На важности этой темы сосредоточил внимание и традиционно выступивший с информацией дирекции академик В.А.Матвеев.О подготовке в университете "Дубна" кадров для ОИЯИ рассказал ректор университета Д.В.Фурсаев. Он привел цифры и факты, характеризующие сегодняшний статус университета: два последних года - в топ-100 лучших вузов России, в десятке лидеров в рейтинге востребованности вузов, 62 стипендиата правительства РФ, 40 студентов получают стипендии Президента РФ, - и многие другие показатели, подтверждающие уверенное развитие дубненского университета как классического вуза по высшему образованию. Во взаимоотношениях ОИЯИ и университета прослеживается такая последовательность: Институт имеет в университете семь базовых кафедр; 237 выпускников университета трудоустроились в ОИЯИ (76 процентов работают в лабораториях, 24 процента - вспомогательный персонал). В университете преподают более 120 научных сотрудников ОИЯИ. По мнению ректора университета, целью совместного заседания НТС ОИЯИ, представителей университета и УНЦ ОИЯИ может быть синхронизация развития образовательных программ университета (и открытие новых) с планами развития ОИЯИ с учетом разработки новых крупных проектов. При этом важнейшей задачей должно стать совместное создание целостной программы подготовки инженерно-технических кадров (в перспективе отдельного факультета). С программой подготовки кадров в университете "Дубна" в интересах ОИЯИ на период 2017-2024 гг. участников совместного заседания НТС познакомил проректор университета "Дубна" А.С.Деникин. По его мнению, программа должна быть сориентирована на формирование стратегии развития инженерно-физического обучения в университете "Дубна" с учетом интересов и задач ОИЯИ, координацию работы университета "Дубна" по подготовке кадров в интересах ОИЯИ с графиками и параметрами реализации научно-исследовательских проектов Семилетней программы развития Института, определение взаимных обязательств Института и университета по выполнению этой программы. В рамках совместной программы намечаются следующие задачи:
Следующую часть своего доклада А.С.Деникин сформулировал так: ОИЯИ и университет "Дубна" сегодня. Он охарактеризовал работу семи базовых кафедр университета, действующих в Институте, которыми заведуют ведущие ученые и специалисты ОИЯИ и университета Ю.Ц.Оганесян, Е.А.Красавин, Д.В.Фурсаев, И.Б.Немченок, А.И.Малахов, В.В.Кореньков, Ю.С.Сахаров и Н.В.Горбунов, рассказал о направлениях и специализации подготовки бакалавров и магистров на этих кафедрах. Следующий важный этап обучения специалистов - аспирантура: здесь готовят молодых ученых по следующим направлениям: физика и астрономия (в настоящий момент лицензии в стадии подготовки), химические науки, науки о Земле (экологический профиль), биологические науки, информатика и вычислительная техника. Предусмотрен набор ежегодно 37 аспирантов практически из всех лабораторий ОИЯИ. Докладчик сообщил данные о кадровых потребностях ОИЯИ и о возможностях реализации этих потребностей в университете, перечислил новые направления, связанные в основном с подготовкой специалистов научно-технологического профиля. В ближайшее время появятся до 10 таких направлений, в которых заинтересованы все лаборатории Института, а это около 500 студентов, и назревает необходимость в создании инженерно-физического факультета.
Развитию инженерно-учебного центра УНЦ для подготовки специалистов по новым направлениям посвятил свой доклад руководитель Учебно-научного центра ОИЯИ С.З.Пакуляк. В начале выступления он сформулировал следующие постулаты. Инженер-ускорительщик или физик-экспериментатор должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки - не всегда возможно их получить в университете: радиоактивные материалы, ускорители, огромные установки... нехватка времени на полный практический курс. Практика на работающей установке занимает драгоценное время ее работы, которое могло бы быть потрачено на исследования. В 2014 году в УНЦ был создан специализированный инженерный центр для реализации программ подготовки инженеров-физиков и техников для лабораторий ОИЯИ и государств - членов Института. Следующую часть своего доклада С.З.Пакуляк посвятил обзору практикумов, в которые входят базовые лабораторные работы (основы ядерной физики, космические лучи, основы электроники, основы вакуумной техники) и продвинутые лабораторные работы (дозиметрия и защита от радиации, автоматизация, техника СВЧ, продвинутая электроника, магниты, детекторы частиц, физика нейтронов, метрология и многое другое). Каждый из разделов лабораторных работ докладчик прокомментировал подробно. В планах УНЦ к 2020 году - постановка ряда лабораторных работ на учебном участке ускорителя Линак-800 на 22 МэВ, а в более отдаленном будущем - синхротронное излучение, радиационные технологии, материаловедение, радиобиология, "игрушечные" физические эксперименты: изучение гигантского дипольного резонанса, рассеяния электронов на ядрах, ядерных форм-факторов и другие темы. "Предложения от лабораторий и стран-участниц приветствуются!" - завершил эту часть доклада С.З.Пакуляк. Наряду с этим персонал УНЦ планирует дальнейшее совершенствование практикума, например, тематические модули длительностью 1-3 недели уже действуют в виде двух проектов на МСП-2017: электроника/СВЧ и вакуум/автоматизация. Продолжает совершенствоваться и дистанционное обучение. В планах этого года - первые практикумы в рамках международной студенческой практики, в том числе по ядерной физике и дозиметрии, поиск преподавателей-совместителей, в первую очередь среди молодых ученых и специалистов, участие в развитии Линак-800 и учебного участка. Однако основная задача, подчеркнул докладчик, - подготовка проектной документации и начало ремонта здания 118 с целью официального введения в работу стенда линейного ускорителя. В ходе обсуждения докладов участники заседания НТС поддержали разработку совместной программы подготовки кадров университетом "Дубна" для Объединенного института ядерных исследований. Материал подготовил Евгений МОЛЧАНОВ
|
|