Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 3 (4243) от 23 января 2015 г.


№ 3 в формате pdf
 

Новости культуры

Мастер-классы, лекции и концерты

В понедельник завершился конгресс пианистов Подмосковья, проходивший в Дубненской музыкальной школе. Во время конгресса мастер-классы и лекции провели преподаватели и профессора Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, своим опытом поделились педагоги детских музыкальных школ Егорьевска и Ступино. С концертами выступили юные дарования - Варвара Кутузова и Александр Малофеев и их именитые коллеги Михаил Лидский, Лукас Генюшас, Сергей Главатских. В открытии конгресса участвовал первый заместитель министра культуры Московской области А.Ю.Мурашов.

Рассказывает заместитель директора Дубненской музыкальной школы по воспитательной работе Л.В.Авраменко:

- Конгресс мы проводим уже второй год. Для участия в конгрессе все дети, а их приехало 35 человек из 18 районов Московской области, прошли определенный отбор - здесь собрались как минимум лауреаты и дипломанты областных конкурсов. В первый день конгресса прошел региональный этап Дельфийских игр 2015 года, которые состоятся в мае в Орле. Из 12 детей, представлявших нашу область, половина получили рекомендацию на участие в российском конкурсе. Среди них оказалась и дубненская участница Настя Бокова.

Конгресс - это мастер-классы, в которых все дети проходят по два-три занятия. Это профессиональная, высококвалифицированная помощь учащимся именно на консерваторском, а не школьном уровне. А для педагогов конгресс - это курсы повышения квалификации. Причем у нас собрались педагоги со всей Московской области, а не только те, чьи ученики отбирались на Дельфийские игры. Это 120 преподавателей музыкальных школ Солнечногорского района, Балашихи, Долгопрудного, Химок, других городов области. Конгресс мы посвятили 85-летию профессора Московской государственной консерватории Веры Васильевны Горностаевой и всей династии Горностаевых, работавших и работающих сегодня в Московской консерватории. В 2016 году исполнится 100 лет, как в МГК поступила мама Веры Васильевны Елена Львовна, сама Вера Васильевна там преподает, наверное, уже лет пятьдесят, работает и ее дочь - профессор МГК Ксения Кнорре и внук, знаменитый Лукас Генюшас, который даст два концерта во время конгресса.

Большую помощь нам оказала компания Yamaha, предоставившая на время проведения конгресса два прекрасных рояля.

Неоднократно с концертами в Дубне выступал и доцент МГК М.В.Лидский:

- Вне всякого сомнения, такой конгресс важен тем, что он являет собой площадку для обмена опытом среди педагогов и дает ценный опыт ученикам - это выступления, общение с коллегами, консультации от вузовских педагогов. Все это, несомненно, ценно, поэтому я, наверное, должен поблагодарить организаторов и компанию Yamaha за щедрую помощь. Почему я здесь? Меня с Дубной связывают давние отношения, я ценю дубненских слушателей и признателен тем, кто меня сюда приглашает.

- Как вы оцениваете уровень подготовки участников вашего мастер-класса?

- Уровень подготовки разный и способности у детей разные, как, впрочем, и у педагогов. В общем уровень достаточно высокий - есть дети, которые очень хорошо работают, есть те, кто просто хорошо работает, а профессиональная перспектива есть, на самом деле, у всех игравших сегодня.

- А в принципе, такие мастер-классы не могут навредить молодому исполнителю, заставляя его копировать манеру мастера?

- Это проблема педагогики, она рассмотрена в комедии Гоголя "Ревизор" - как считал Артемий Филиппович Земляника, в больницах лечить не надо, если суждено умереть, то больной умрет, суждено выздороветь - выздоровеет. Вред мастер-классов на самом деле в другом. Чем человек талантливее, тем труднее ему навредить, а бездарному можно навредить, но по-другому. Короче говоря, чем человек талантливее, тем с большей охотой он учится и принимает все ценное. Если только преподающий работает добросовестно, компетентно, то он сам позаботится, чтобы исполнение было органичным. Это сложный синтетический процесс, состоящий из многих элементов. Поскольку мы имеем дело с нотным текстом, то его истолкование, интерпретация могут быть очень разными, и добросовестный музыкант это знает и учитывает разные возможности.

Подводя краткие итоги прошедшего форума, хочется надеяться, что конгресс, во время которого любители фортепианной музыки получают редкую возможность за неделю побывать на пяти-шести концертах ярких российских пианистов, станет дубненской музыкальной традицией.

Ольга ТАРАНТИНА


Памяти Веры Горностаевой

19 января на 86-м году жизни скончалась народная артистка России, профессор Московской консерватории Вера Горностаева, сообщил ИТАР-ТАСС. Еще совсем недавно, до того, как Вера Горностаева оказалась в реанимации, она вела активный образ жизни, занималась педагогической и общественной деятельностью.

Вера Горностаева - выпускница Московской консерватории, ученица знаменитого Генриха Нейгауза, президент Московского союза музыкантов. Ее многое связывало с Дубной, ее ученики давали здесь концерты, а она с удовольствием представляла их дубненской публике. Музыкальная общественность Дубны, сотрудники Института глубоко скорбят в связи с тяжелой утратой и выражают искренние соболезнования родным и близким В.В.Горностаевой.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер