Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 7-8 (4047-4048) от 25 февраля 2011:

СПЕЦВЫПУСК, посвященный академику А.М.Балдину:

Версия № 7-8 в формате pdf

Спецвыпуск

Цвета и оттенки "Балдинской осени"

2000. Обсуждались актуальные проблемы

29 сентября в Дубне завершил работу XV Международный семинар по проблемам физики высоких энергий "Релятивистская ядерная физика и квантовая хромодинамика", организованный ОИЯИ и Академией наук России. В нем приняли участие 225 ученых 18 стран мира. Научная программа семинара включила в себя 131 доклад. Активная дискуссия развернулась вокруг статуса экспериментов. На семинаре впервые были доложены результаты, полученные на только что запущенном коллайдере тяжелых ионов RHIC в США.

Приветствуя участников семинара, директор ОИЯИ академик В.Г.Кадышевский, в частности, отметил, что нынешняя конференция - уже 15-я по счету, за свою историю приобрела известность как авторитетная конференция по физике сильных взаимодействий, прежде всего по актуальным проблемам квантовой хромодинамики и соударений ядер при релятивистских энергиях. Замечательный факт состоит в том, что тридцатилетняя традиция не прерывалась, несмотря на трудности, которые пережила физика в странах-участницах ОИЯИ.

С В.Г.Кадышевским.

Благодаря энергии академика А.М.Балдина регулярные семинары в Дубне приобрели свою специфику, обусловленную как международным статусом ОИЯИ, так и его "ядерным" профилем. На программу семинаров стала накладывать отпечаток проблематика его организаторов из Лабораторий высоких энергий и теоретической физики. Прежде всего, это - работы по физике соударения ядер при релятивистских энергиях. Начало этим исследованиям было положено в конце 60-х годов, когда на синхрофазотроне в Лаборатории высоких энергий ОИЯИ впервые в мировой ускорительной практике были получены пучки легких релятивистских ядер.

С запуском и развитием Нуклотрона в 90-х годах возникали качественно новые возможности для изучения свойств атомных ядер на субнуклонном уровне. Снимаются ограничения на заряд ускоряемых ионов и их интенсивность, время вывода из кольца ускорителя, геометрические размеры пучка, радикально снижаются энергозатраты на работу ускорителя. Наличие пучков релятивистских ядер позволяет по-новому поставить вопросы и по более традиционным направлениям физики ядра - мультифрагментации, ненуклонным (изобарным) возбуждениям, свойствам экзотических ядер и гиперядер. Исследования расширяются и в область более низких энергий до нескольких сот МэВ. Это позволяет связать явления в асимптотической и переходной области энергий.

В особое направление исследований сформировались эксперименты с пучками поляризованных дейтронов. В них получены уникальные сведения о спиновой структуре дейтрона - на межнуклонных расстояниях меньше радиуса нуклона. Было показано, что на таких расстояниях известные потенциалы нуклон-нуклонных взаимодействий теряют свою предсказательную силу, и решающую роль начинают играть кварковые степени свободы. При использовании реакций развала релятивистских дейтронов созданы уникальные пучки поляризованных нейтронов.

Ускорительный комплекс Лаборатории высоких энергий используется также для разработки физических основ ядерной энергетики нового поколения и методов трансмутации ядерных отходов...

Следом за Дубной релятивистская ядерная физика стала существенной частью программ крупнейших ускорительных центров США, Европы, России, стран-участниц ОИЯИ. В настоящее время сооружаются коллайдеры протонов и ядер в США (Relativistic Heavy Ion Collider, Брукхейвенская национальная лаборатория) и в Европейской организации ядерных исследований в Женеве (Large Hadron Collider, ЦЕРН). Для изучения столкновений ядер при ультрарелятивистских энергиях на этих коллайдерах создаются крупномасштабные спектрометрические комплексы. Дубненские физики принимают активное участие в разработке программ исследований и создании аппаратуры для этих проектов.

Таким образом, отметил В.Г.Кадышевский, главная проблема, поставленная перед релятивистской ядерной физикой, - исследование свойств высоковозбужденных состояний ядерной материи, поведения ядерной материи на малых расстояниях - выросла в масштабную проблему изучения релятивистских многочастичных систем. Дальнейшие эксперименты в этой области имеют прямое отношение к возможно самой перспективной проблеме физики сильных взаимодействий - квантовой хромодинамике больших расстояний и проблеме удержания кварков.

2004. ...Плюс "весенняя поросль"

На церемонии открытия 17-го Международного семинара по проблемам физики высоких энергий произошло некое событие, вышедшее за рамки привычного, создавшее прецедент. Открылась дверь конференц-зала ЛТФ и в аудиторию постепенно просочилась большая группа юношей и девушек - студентов УНЦ и новых кафедр Университета "Дубна". Для многих из них это была первая международная научная конференция. Зал сразу и заметно помолодел. "Балдинская осень", наряду с привычным для времени ее проведения лиственным разноцветьем, радушно приняла в себя и весеннюю поросль...

Беседа элегически-ностальгическая

Профессор Бронислав Словински - ветеран ЛВЭ и ОИЯИ, один из тех польских физиков, которых с Дубной связывают не только воспоминания, но и совместная работа сегодня.

Что касается Балдинского семинара, он очень престижный. Я бы сказал, потому, что Балдин - это один из выдающихся эрудитов и творцов физики. Это общепризнанный факт, и не надо бояться, что в этих словах есть некоторое преувеличение...

...А еще помню, очень давно, вокруг восьмой школы был песчаный пустырь, и мы с Леней, - он кивнул в сторону присоединившегося к нашей беседе Леонида Сергеевича Золина, - сажали там деревья. Казалось, маленькие палочки, какая будет от них польза? А сейчас я вижу настоящий парк!

На субботнике в Лаборатории высоких энергий.

Л.З. Нам надо эти общественные традиции поддерживать, и надо бы табличку поставить, в память о тех, кто сажал эти деревья... "Балдинская осень" - тоже, своего рода, дерево, растущее вверх, вглубь и вширь. Александр Михайлович - выдающийся энциклопедист. Его комментарии никогда не касались каких-то частных проблем физики, напротив, они создавали ее глубинное, философское наполнение.

Б.С. Я учился на пятом курсе, и, тогда еще доцент, Балдин ввел в программу совершенно новое для своего времени направление - квантовую теорию поля. Он с таким азартом это делал! У него были знания систематизированные, и он знал место каждой темы, каждой концепции, был чужд всякой фрагментарности. Уже позже, в Дубне, в его выступлениях тематика лаборатории и Института всегда была в контексте общей картины мироздания, Природы. Помню, как он учил студентов, что экспериментатору не надо быть "прибористом". Если вы исследуете Природу, то не ставьте во главу угла характеристики приборов. Это должно быть описание Природы. Это общая и главная задача. И все время повторял: "Не переставайте читать!".

Л.З. Хорошая академическая традиция - уважительное отношение к семинарам. На своем семинаре, который в лаборатории основал Александр Михайлович, он обязательно старался присутствовать. Это великое дело, потому что тянутся люди к творческой личности...

Б.С. Систематизация знаний, выстраивание иерархической системы - это значило, по Балдину, для частной информации найти общий фон...

Л.З. У него был очень четкий методологический подход: наука по принципу пирамиды. Внизу какие-то детали, частные направления, в вершине - самые общие законы симметрии. Он всегда начинал с этого образа и проводил аналогии: теория поля - квантовая электродинамика - теория сильных взаимодействий... Это очень важно для формирования правильных представлений, особенно у начинающих физиков. В этом плане он был уникальным человеком, и сейчас его очень не хватает...

Б.С. Иногда спрашивают, что, устарел Институт, стареют люди? Но культура великих эрудитов просто так не уходит. Еще есть в Дубне очень много компетентных людей. И довольно щедрых на идеи, всегда готовых обсудить их, дать глубокий квалифицированный совет.

Л.З. Александр Михайлович - представитель той школы основ физики, которая начинается от самых общих положений. Это очень важно. Есть такая логика. Если люди это теряют, они становятся узкими специалистами (которые, по определению К.Пруткова, подобны флюсу - их полнота односторонняя... - ред.).

2006. Академика А.М.Балдина вспоминают в Вирджинии

Одному из нас представился благоприятный случай участвовать в мае 1991 года в конференции "Дубна. Дейтрон-91". Это была неожиданная возможность встретить в России коллег, которых интересуют те же проблемы, что и нас...

Конференцией руководила твердая рука академика Балдина, с которым вскоре у нас установились тесные отношения, основанные на взаимных интересах как в области физики ядерных реакций, вызываемых релятивистскими налетающими ядрами, так и в области гуманитарных и социальных проблем нашего времени.

Это происходило вскоре после падения Берлинской стены. В России начался период коренных изменений во всех областях жизни. Неожиданно открылись горизонты, давшие новую перспективу нашим научным интересам. И это также благодаря тому, что профессор Балдин имел ясное представление о том, какие проблемы особенно важны в области наших взаимных интересов. Мы осознали в то время, что А.М.Балдин оказал необычайно благотворное влияние на лабораторию и ее многочисленных сотрудников в те трудные времена, которые они переживали. Он не только обладал даром научного предвидения, но и высокими человеческими качествами. В его груди билось благородное сердце. Мы уверены, что память о нем будет долго жить в Дубне и за ее пределами, и мы рады разделить ее с вами.

Ч.Ф.Пердрисат, Колледж Вильяма и Мэри,
В.Пунджаби, Государственный университет, Норфолк.

По материалам еженедельника "Дубна" подготовил Евгений Молчанов.


Редакция благодарит А.И.Малахова, П.И.Зарубина и авторов воспоминаний за помощь в подготовке спецвыпуска.
 


Редакция Веб-мастер