Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 7-8 (4047-4048) от 25 февраля 2011:

СПЕЦВЫПУСК, посвященный академику А.М.Балдину:

Версия № 7-8 в формате pdf

Юбилейный семинар

Учитель, научи ученика!..

17 февраля в Лаборатории информационных технологий состоялся семинар по вычислительной физике, посвященный 80-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности в ОИЯИ профессора Г.А.Ососкова. Мероприятие было лаконичным, даже скромным, но все произнесенное оказалось новым, живым, интересным. Примечательно и то, что не пригодился заранее приготовленный для юбиляра вопросник, потому что за полтора часа были обозначены не только основные вехи его научной деятельности, но и факты биографии, профессиональные принципы, не забыты ни учителя, ни ученики. Поэтому, руководствуясь одним из постулатов журналистики - никогда не задавать вопросы, ответы на которые известны, - просто перескажем все услышанное.

На пике научного интереса

В программу семинара вошли четыре сообщения. Все они были представлены молодыми коллегами и аспирантами Геннадия Алексеевича. Сначала он пояснил: "Мне было необходимо каким-то образом показать, чем я сейчас занимаюсь, какие научные проблемы меня привлекают. И выбрал самое интересное и самое актуальное на сегодня. Всеми этими докладами я горжусь, потому что в каждой из работ есть новизна".

В первом докладе "Методы локализации вершины взаимодействия в трековой системе детектора OPERA" А.Чуканов рассказал об эксперименте в подземной итальянской лаборатории Гран Сассо по изучению взаимодействий тау-нейтрино. Мишенная часть в этом эксперименте состоит из 150 тысяч эмульсионных "кирпичиков", перемежаемых свинцовыми пластинами весом свыше тысячи тонн. Задача программистов заключалась в том, чтобы определить, в каком из "кирпичиков" произошло взаимодействие, после чего он извлекался и отправлялся на проявку и обработку. Как отметил докладчик, Г.А.Ососковым были предложены несколько математических методов, они и легли в основу созданного программного обеспечения, которое сейчас используется в эксперименте. Комментируя выступление своего ученика, юбиляр заметил, что "все идеи - это вещь в себе до тех пор, пока такие талантливые ребята не воплотят их в жизнь".

Второй доклад "Растущий нейронный газ и кластеризация данных большого объема" представил Сергей Мицын. Проблема, которой занимался аспирант, связана с геофизическими исследованиями. Как пояснил Г.А.Ососков, "задача казалась очень сложной в том смысле, что пространство признаков может быть многомерным и трудно связать его с тем, что делается в реальном мире, где ведутся измерения. Например, были измерены магнитное и гравитационное поля, их конфигурация оказалась совершенно различной. Задача была - связать вместе и найти на карте места, где и то и другое поле образуют некие кластеры. Сергей применил несколько методов, но они не дали нужного эффекта и, вдобавок, скорость их вычисления сильно зависела от объема данных. В итоге он использовал так называемый нейронный газ, то есть такое саморазвивающее обобщение искусственной нейросети, которое позволяет разделить пространство признаков на многогранники, причем скорость этого алгоритма уже не зависит от объема данных. Главной проблемой было перейти от нейронного газа к реальным природным аномалиям. Сергей придумал несколько алгоритмов такого перехода. Один из них, "Коралл", оказался подходящим для геологов".

Братья Семен и Андрей Лебедевы - тоже аспиранты Геннадия Алексеевича. Андрей в январе уже защитил кандидатскую диссертацию, Семен будет защищаться в марте. В докладе "Проблемы и алгоритмы реконструкции событий в детекторах CBM для идентификации электронов и мюонов" С.Лебедев рассказал о совместном создании программного обеспечения для эксперимента CBM, готовящегося в Дармштадте в GSI. Реконструкция событий - ключевая задача для обработки данных этого эксперимента. Под руководством Геннадия Алексеевича были разработаны алгоритмы и создано программное обеспечение для сложной системы из нескольких детекторов СВМ, которое и работает сейчас в Дармштадте.

Комментируя четвертое сообщение "Применение непрерывных вейвлет-преобразований для обнаружения и параметризаций малых, сильно зашумленных пиков", Г.А.Ососков заметил, что обработка данных экспериментов в физике высоких энергий обычно завершается получением спектра инвариантных масс, на котором ищут маленькие пики, являющиеся резонансами. "Нами было предложено, - пояснил он, - использовать непрерывное вейвлет-преобразование с переходом в такую область по частоте, где не видно низкочастотной подложки и высокочастотных шумов. Наш подход позволяет найти пики как симметричной, так и асимметричной формы".

Так воспитываются ученые

Завершила семинар мини-презентация, в которой Геннадий Алексеевич, со свойственным ему чувством юмора, рассказал о себе, о своей научной и преподавательской работе в ОИЯИ, университете "Дубна", МИРЭА и Ивановском университете. Надо отметить, что большая часть этого краткого сообщения была посвящена учителям и ученикам Геннадия Алексеевича.

- Во-первых, откуда я здесь взялся? Меня сейчас спросили телевизионщики, и я решил, что это может быть интересно всем, кто не знает меня последние 50 лет. Я закончил мехмат МГУ в 1953 году и попал в аспирантуру к членкору АН А.Я.Хинчину. Это был знаменитый математик, который полностью изменил мое представление о том, как должен обращаться учитель с учениками. Он знал, что я закончил университет с красным дипломом, но при этом был чемпионом по бегу и комсомольским лидером, а потому хоть и многое знал, но не был обучен находить новое, формулировать и доказывать еще не доказанные теоремы. Александр Яковлевич стал систематически, каждую неделю просиживать со мной по нескольку часов, воспитывая во мне эти качества. Давал задания, через неделю проверял и тщательно разбирал сделанное. Так что когда он заболел, то обратился к другому великому математику - академику А.Н.Колмогорову, и сказал: "Передаю вам Ососкова, диссертация у него готова, вам нужно только немного ее отшлифовать".

Андрей Николаевич раскритиковал мою диссертацию, нашел в ней ошибки, сказал - этого не может быть, докажите снова другим путем. Я потратил время, теорему доказал по-другому и убедился, что академик был прав. Он в то время был редактором только что созданного первого в Союзе журнала по теории вероятности. Редакционный портфель был всегда заполнен, но однажды образовалась "дырка", так как кто-то вовремя не сдал материал. Андрей Николаевич мне сказал - для защиты нужна статья, у вас ее нет; завтра к вечеру она должна быть у меня, опубликуем в этом номере. Я сидел всю ночь, а когда принес, он говорит - разве так пишут?! И стал мне подробно рассказывать, что все статьи начинаются с преамбулы, мотивировки, обозначается цель работы, каким методом она должна решаться, потом доказывается теорема и пишется заключение. Этого же я требую сейчас от всех своих учеников. Так эти два человека из меня ученого и сделали.

Дальнейшая проверка моей квалификации оказалась самой жестокой, но полезной. Я попал в военный НИИ, где меня заставляли все выполнять в срок, оборонные заказы не позволяли делать никаких ошибок.

После этого, в 1961 году я перешел в ОИЯИ, где и работаю до сих пор...

Жизненный принцип

Несколько слов юбиляра в заключение: "Я пригласил на этот семинар своих коллег и друзей, так как хочу видеть здесь людей, которым интересна их работа, интересно то, что они делают, и у которых есть гордость за то, что они делают. Меня тревожит распад морального климата в нашей стране, да и в Институте и лаборатории, так же как и то, что такие люди у нас встречаются теперь все реже. Один из выходов мне видится в том, чтобы мы были объединены влюбленностью в свою работу, ощущением своей востребованности и гордости за свой труд".

Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


Редакция Веб-мастер