| |||||||
Архив | Содержание номера | О газете | На главную | Фотогалерея | KOI8 | ||
№ 6 (4046) от 18 февраля 2011: |
Молодежь и наука О Дубне, о Школе, о себеВ конце января на базе Лаборатории теоретической физики в рамках программы DIAS-TH прошла девятая школа для молодых ученых-теоретиков. Неожиданным образом темы интервью, которые взяла наш корреспондент Галина МЯЛКОВСКАЯ у организаторов и участников школы, вышли за рамки мероприятия. Беседа получилась интересной как с точки зрения впечатлений и замечаний участников о лекциях школы, так и с точки зрения личностей молодых ученых, и позволяет набросать портрет физиков поколения "нулевых" - эрудированных, отзывчивых, любознательных, способных и желающих высказывать свое мнение. Вместе с тем было приятно узнать о том, что идеи дубненских ученых развиваются, а ОИЯИ среди научной молодежи известен и считается привлекательным. "Природа скорее нелинейна..."Владимир Осипов, заместитель директора ЛТФ: Зимние школы, как правило, русскоязычные, и мы стараемся приглашать студентов, аспирантов из научных центров и вузов России. В этом году наша география простирается от Иркутска до Подмосковья: Саратов, Нижний Новгород, Ярославль, Рязань, другие города. Из ближнего зарубежья - Украина, Болгария, Таджикистан, Армения. Тематика школы самая разнообразная, и, как правило, соответствует одному из основных исследовательских направлений в ЛТФ. Сейчас проходит вторая школа по конденсированным средам; первую мы провели в прошлом году, и она была посвящена физике наноструктур. А эта называется "Нелинейные процессы в физике конденсированных состояний". Тоже очень важное направление, которое, хочу особо подчеркнуть, начинал Н.Н.Боголюбов, отдавший много времени исследованию именно нелинейных явлений в механике, математике, физике, и в каком-то смысле мы продолжаем их развивать. Почему это направление считается важным в теоретической физике? Юрий Шукринов, член оргкомитета, старший научный сотрудник ЛТФ: Потому что физика развивается в этом направлении. Сначала исследовались линейные задачи, теперь нелинейные. Что это такое, проще показать на примере. Скажем, вольтамперная характеристика. Все знают, что чем больше напряжение, тем больше ток. А если в формулу закона добавить элемент нелинейности, например синусоидальную или кубическую часть, зависимость приобретает практическое значение, прежде всего для материаловедения. Вообще-то природа больше не линейна, чем линейна, об этом говорил еще Фейнман. То есть нам известно первое приближение, какие-то очертания. А если мы хотим узнать более подробно, более детально описывать природные явления, то должны заниматься нелинейной физикой. Тогда нелинейность должна быть наиболее тесно связана с прикладными исследованиями? В.Осипов: Конечно. К нам приехали лекторы из Нижнего Новгорода, Саратова. Это прямое взаимодействие со специалистами в области радиоэлектроники. Ведь вся радиоэлектроника - это нелинейные процессы распространения волн, прохождения тока и так далее. Участники школы - это те, кто уже сделал свой выбор заниматься нелинейной теорфизикой? В.Осипов: Я бы разделил слушателей на две части. Первая - из тех университетов, из которых приехали и лекторы, соответственно, они уже крутятся вокруг этой темы и заинтересованы узнать больше. Вторая часть, наверное, треть, - те, кто, пользуясь случаем, впервые приехали в Дубну. Возможно, они не так избирательны с тематикой, но готовы послушать все, что им расскажут. Хорошо и то и другое. У нас и лекции соответственно подобраны - как популярные, для общего знакомства, так и достаточно профессиональные.
Юрий, вы только что читали лекцию. Как ее воспринимала аудитория? Ю.Шукринов: Останавливают по ходу лекции, задают вопросы. Вопросы по теме. Чувствуется, что ребята разбираются, большей частью, могу сказать, ребята толковые. ЛТФ организует такие школы около 10 лет. Возвращались ли слушатели Школы, чтобы дальше сотрудничать с Институтом? В.Осипов: Удивительно, и профессор А.Филиппов, сопредседатель школы, заметил это в своей вступительной речи, что ребятам достаточно один раз побывать здесь, и они готовы возвращаться и возвращаться. В качестве участников следующей школы, для последующего взаимодействия с учеными Дубны, для работы в лаборатории. В этот раз мы немного изменили направление, отошли от обилия лекций по математической физике, и в итоге у нас появилось очень много новых лиц, наверное, процентов восемьдесят тех, кто здесь впервые. Сейчас сложно сказать, как все сложится в будущем, но практика показывает, что они постараются приехать еще раз. А сейчас мы у ребят и спросим о впечатлениях... Иван Лобзенко, студент Южного федерального университета (Ростов-на-Дону): Об общих впечатлениях говорить еще рано, потому что сегодня как раз приехал Сергей Флах из Германии, представляющий Институт Макса Планка физики комплексных структур в Дрездене, лектор, из-за которого лично я в большей степени и хотел сюда попасть, и после серии его лекций можно будет сделать какие-то выводы. Тогда расскажите, почему вы выбрали именно теоретическую физику. Нравилась физика, как, наверное, и всем поначалу, потом стало интереснее, поступил на физический факультет. А теорфизику выбрал потому, что лично для меня важнее выяснять некоторую суть, а не применять что-то известное. Вы ездили на экскурсию на Нулотрон-М, появилось желание воплотить свои идеи в "железе"? У меня амбициозные мысли, конечно, есть, но не для "железа", потому что область, в которой я работаю, достаточно узкая и не связана с ускорителями. "Меня учат люди, которых учил Боголюбов..."Юлия, вы работаете в институте, основанном академиком Н.Н.Боголюбовым. Продолжается ли дело, начатое им, развиваются научные идеи? Юлия Безвершенко, аспирант ИТФ имени Н.Н.Боголюбова (Киев): Конечно, Институт теоретической физики был создан Боголюбовым и, естественно, ощущается влияние этого человека. То, что называется исследовательской школой, возможно, не воплощено в конкретных людях, но ее дух, ощущение того, как должна развиваться теоретическая физика, остался, и я думаю, будет развиваться. Кроме того, руководитель моего руководителя - академик О.Парасюк. Есть теорема, названная именами Боголюбова - Парасюка, поэтому я могу сказать, что меня учат те люди, которых учил Боголюбов, и у меня получится это продолжить. Вы первый раз в Дубне? Да, я первый раз здесь, и мне очень понравилась идея, заключенная в концепции наукограда. Приходит на ум произведение Гессе "Игра в бисер" о том, что людям, которые хотят заниматься наукой, трудно жить среди обычных людей. Им нужна обстановка, в которой можно отключиться от всего бытового и работать, работать, работать. Дубна, конечно, просто прекрасное место для этого - тихий город, концентрация людей, которые могут заниматься разными областями исследований, но должны поддерживать связь друг с другом. Можно буквально в столовой или на прогулке пообщаться с человеком, который занимается абсолютно другой тематикой. То есть нет узости, но есть возможность взаимодействия, когда это надо. На вас произвела впечатление экскурсия на синхрофазотрон? Меня лично как теоретика поражает следующее. Теоретическая физика и математическая физика - это науки, в которых человек играет сам с собой в какую-то игру. Там есть свой язык, свои правила, человек что-то творит, создает какие-то конструкции, ищет аналогии. Но то, что у других людей получается это подхватить, перевести в эксперимент, или, как вы говорите, довести до "железа", и все это потом работает - вот это поражает, конечно! ОИЯИ в этом году исполняется 55 лет - это много или мало, на ваш взгляд? Я думаю, это возраст, эквивалентный пятилетнему ребенку. Уже наработано много, уже понятно, что и где исправлять, есть опыт того, как надо делать. И это, я думаю, какой-то старт. То есть пробы, пробы, пробы, а сейчас можно выходить на какую-то асимптотику. Возвращаясь к Гессе и к своеобразной среде ученых с ее специфичным языком, как вы считаете, популяризировать, рассказывать о научных достижениях широким массам - это важно? Конечно. В прошлых столетиях, например в Париже, люди, которые занимались наукой, могли созвать горожан и рассказать о своих опытах, о том, что и как происходит в окружающем мире. И это было доступно для слушателя. А сейчас, чтобы объяснить, чем занимается физик-теоретик, этому физику надо хорошо потрудиться или иметь особый дар, чтобы свои идеи сделать понятными для общества. Но это делать нужно, ведь не может быть такого, чтобы основная масса жила в мире классической физики, когда мы уже сто лет прожили в квантовой. Конечно, должны быть люди, которые сознательно занимаются популяризацией науки, надо делать ее более легкой для восприятия, чтобы молодые люди шли в науку. Все сообщество физиков должно стараться быть мобильнее, потому что даже среди физиков процесс диффузии каких-то новых идей протекает медленно, и тем более он будет медленным в массах, далеких от этого. Юлия, в программе работы Школы есть один пункт - "Дискретные бризеры, ретчеты и нелинейные волны"... Как теоретик расскажите, что это такое? Я конкретно этим не занимаюсь, но попробую объяснить. Можно рассматривать дискретные системы и пытаться узнать, какие в них могут быть пространственные конфигурации, распространяются ли какие-то возбуждения, задавать вопросы об устойчивости этих возбуждений, об их динамике и так далее. Эти модельные системы и есть теоретическая физика. И вы, когда это делаете, не особо задумываетесь о приложениях. Вы смотрите, что называется, toy-model, "игрушечную" модель, проводите расчеты, получаете результат, а потом задаетесь вопросом - есть физика, а могу ли я найти аналогии, найти реализации этих игрушек? И оказывается, да, есть. Нам показывали картинки от джозефсоновских контактов до оптических фотонных кристаллов, где и реализуются такие пространственные распределения. И это хорошая иллюстрация того, как последние годы работает физика. Иван: По поводу нелинейных волн и бризеров. На мой взгляд, здесь основной плюс в том, что можно объяснить на простых примерах, что это такое. Сегодня мы видели записанный на видеокамеру модельный эксперимент, который дает понять, о чем сейчас будет речь. Может, именно в том эксперименте не реализовывались те сложные эффекты, о которых говорил лектор. Но уже было понятно, на что он настраивал людей. В.Осипов (поясняет): В эксперименте демонстрировалась система связанных маятников: маятники качаются - красиво, просто, наглядно, в школе так надо показывать. "Любой физик мечтает приехать в Дубну..."Петр, расскажите о своей профессии, считаете ли вы ее перспективной, почему отдали ей предпочтение? Петр Гончаров, аспирант Южного федерального университета (Ростов-на-Дону): Я хотел бы разбить свой ответ на две части. Считаю ли я перспективной свою профессию? Да, конечно. Думаю, здесь можно очень больших результатов добиться. Главное, нужно работать, как, наверное, и везде. Если я буду хорошо работать, у меня все получится, я смогу добиться признания и положения в обществе. А почему я выбрал такую специальность? Что у меня лучше получалось в школе, тем я и решил заняться. Что дано, то я и буду развивать. У вас уже есть тема кандидатской? Есть, и она как раз связана с дискретными бризерами. Мы дождались, как говорил Иван, Сергея Флаха, представим ему нашу статью на просмотр. "Хорошо работать"... а сколько времени вы работаете в сутки? По-разному. Зависит от обстановки, настроя и оттого, "зацепила" задача или нет, стало интересно или не стало. Бывает, сидишь по шесть часов подряд, а иногда и не хочется браться. И если после нескольких попыток не получается, надоедает, нужно переключиться на какую-нибудь другую задачу, главное, чтобы она вовремя подвернулась. Иван: По поводу отвлечения на другие задачи. Есть смысл ездить на такие школы и подобные мероприятия. Я бы хотел лично от себя выразить благодарность организаторам именно за то, что они собрали столько разных людей из разных областей физики. И, на мой взгляд, это и есть то самое "переключение", когда смотришь на обширные знания специалиста в другой области, а вспоминаешь свои задачи и думаешь, не связаны ли они. А так как школа тематическая, связи априори найдутся, и они уже прослеживаются. Петр: По поводу организации школы. Любой физик, мне кажется, мечтает с детства приехать в Дубну, здесь поработать, поучаствовать в конференциях и школах. Наконец-то пришел и мой час. Легендарное место, легендарная школа. Как я понимаю, она проводится каждый год по разным тематикам теоретической физики. И здесь собрались специалисты в области нелинейных исследований со всей России, и не только, - есть и зарубежные лекторы, которые рассказывают о своем подходе, методах, которые мы можем использовать, развивать и получать новые результаты. Юлия: Школа - это вообще хорошая идея. Во-первых, молодой человек должен полагаться на руководителя, на методы, которыми располагает его институт или научный центр. А возможность общаться с другими людьми всегда обогащает: высказываются новые идеи, ярче высвечиваются аспекты, которые пересекаются с твоими, новые точки зрения. С другой стороны, не надо забывать, что есть люди, которые работают на другом срезе, что твои исследования по матфизике или теорфизике надо приводить к такому виду, чтобы они распространялись среди феноменологов, экспериментаторов. Мозг должен работать в разных плоскостях, тогда смотришь шире и на свое направление, и на всю науку, и на то, как делать. Поэтому школа полезна, лекции разнообразны, хорошо представлены работы по экспериментальной физике. Думаю, для молодых ученых это важно: они должны знать, что происходит в эксперименте, чтобы заниматься теорией. Есть теоретические лекции, численные методы, представлены разные среды, думаю, для молодого поколения это очень важно. Ну и то, что все мы из разных мест, - тоже важно, интересно посмотреть, как люди смотрят на происходящее в разных регионах. Поэтому идея хороша, и организация хороша, потому что все идет гладко, красиво, все работает. "Через десять лет это будет хороший коллектив..."Иван: Думаю, и спонсоров надо поблагодарить. Наверное, без спонсоров это было бы значительнее сложнее организовать. В.Осипов: Школа поддержана, помимо, естественно, ресурсов ОИЯИ, двумя грантами - РФФИ и фонда "Династия", это и позволило участникам оплатить билеты, организовать автобус. У меня тоже есть вопрос к ребятам - а все-таки, чего не хватало на школе? Иван: Семинарских занятий. Как было сказано в начале, после лекций возможно неформальное обсуждение. Оно, конечно, есть, но самоорганизованное. Понятно, что мы едем сюда не только посидеть за партами. По крайней мере, для меня важно подойти к такому же студенту или аспиранту, а потом, может, и пообщаться с его научным руководителем. И возможно, для этого надо было бы больше времени и, например, вместо одной лекции устроить обсуждение. Тогда, возможно, некоторые вопросы, которые задавались в конце докладов, можно было обсудить подробнее и хорошо бы всем послушать, что это такое. Я не считаю, что это сильно ухудшило школу, но было бы полезно. В.Осипов: А в плане экскурсий? Иван: Я не думаю, что по Дубне надо делать какие-то специальные экскурсии. Мы, конечно, погуляли по городу, съездили на "ту сторону". И, не знаю, кому сказать спасибо, мы попали на вечер трех дубненских артисток, которые читали стихи, пели, играли на пианино. Нам очень понравилось! В.Осипов: И второй вопрос - я в самом начале вас предупреждал, что лекции будут разными по сложности. По зубам они вам оказались и насколько вам интересно? Возможно, лучше более популярное изложение? Юлия: Есть средний уровень лекций, есть нижний, я имею в виду по детализации, по специализации. Было бы неплохо, чтобы был представлен высший уровень, максимально общий, чтобы люди, которые занимаются частными вопросами конденсированных сред, видели однородность. Потому что в таком возрасте трудно увидеть общее. Было бы неплохо задать такой уровень, который каждому покажет - это самое общее, я нахожусь здесь, а моя задача - тут. Это было бы очень полезно. Петр: Мне тоже показалось обсуждение недостаточным, не побуждающим слушателей к тому, чтобы задавать вопросы. Я вижу, как после лекции многие остаются на своих местах, - возможно, они и хотели бы что-то спросить, но почему-то не спрашивают... В.Осипов: Спасибо, мне и хотелось услышать от вас замечания о работе, чтобы иметь в виду на будущее. Потому что эту школу мы регулярно проводим и будем проводить, и, думаю, еще не один раз увидим вас в Дубне. Если не в статусе студентов, то аспирантами или молодыми учеными. И самое главное, чем важна для вас школа, - вы все перезнакомились, и теперь ваша компания, так называемых "нелинейщиков", со всех городов и весей России, будет встречаться на других школах, конференциях, семинарах. А лет через десять это будет мощный, хороший коллектив, где бы вы ни находились. И это задел на будущее. Станете занимать позиции, заведовать лабораториями, и уже будете знать друг друга лично. Это очень важно.
|
Редакция | Веб-мастер |