Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 6 (4046) от 18 февраля 2011:

Версия № 6 в формате pdf

Меридианы сотрудничества

Клистрон для ИРЕН

по специальному заказу ОИЯИ изготовлен в Японии в корпорации Тошиба

Начало нового десятилетия 21-го века для группы сотрудников ЛНФ и ЛФВЭ, участвующих в проекте создания установки ИРЕН, началось с приятных и ответственных хлопот. С 24 по 29 января им предстояло совершить рабочий визит в Японию. Цель поездки - участие в испытаниях нового мощного клистрона Е3730А производства корпорации Тошиба, специально изготовленного для проекта ИРЕН. О необходимости приобретения такого клистрона полгода назад, в июне, на заседании 32-й сессии Программно-консультативного комитета по ядерной физике журналистам рассказывал руководитель проекта ИРЕН заместитель директора ЛНФ Валерий Николаевич Швецов. Приобретение этого прибора, отмечал он, позволит подняться на новый качественный уровень в развитии установки ИРЕН и ее приближении к проектным параметрам.

Для справки: клистрон - это мощный (50 мегаватт в импульсе!) усилитель сверхвысокочастотных волн, ускоряющих пучок электронов в ускорителе ЛУЭ-200. Таких клистронов в ускорителе должно быть два. И тогда возможно развитие установки ИРЕН до проектных параметров.

Приобретению этого клистрона у корпорации Тошиба способствовала предварительная работа сотрудников одного из крупнейших японских бизнес-конгломератов - корпорации Марубени, имеющей 150-летнюю историю и состоящей из 114 филиалов в 69 странах мира. 16 июня 2010 года генеральный менеджер Марубени Корпорейшн Йоичи Фуджимото и специалисты из корпорации Тошиба Йошихиса Окубо и Осаму Еширо посетили ЛНФ для подготовки соответствующего договора на изготовление клистрона. На совещании состоялось также обсуждение спецификации клистрона, состоящей из 54 страниц.

В составе делегации, побывавшей в Японии, - главный инженер проекта ускорителя ЛУЭ-200 Анатолий Сумбаев, ведущий специалист по СВЧ-технике Валерий Кобец и автор этих строк. В Японии нас везде сопровождал сотрудник представительства Марубени Корпорейшн в Москве Андрей Воробьев.

Тот факт, что на наше первое совещание с ответственными сотрудниками Марубени Корпорейшн пришел сам президент корпорации г-н Тетсуро Ивами, говорит о повышенном внимании к нам со стороны японцев. На совещании выяснилось, что корпорация Тошиба впервые изготавливает клистрон для России! То есть в России намечается рынок сбыта этой высокотехнологичной японской продукции.

Час езды на скоростной электричке, и мы в префектуре Тотиги, в городке Отавара, на заводе, где изготовили наш клистрон. Здесь мы увидели в производстве много различных клистронов размерами от "крохотулечек" до трехметровых гигантов. Японские специалисты охотно отвечали на все наши вопросы, но фотографировать технологию изготовления все же не разрешили. При обсуждении параметров клистрона и эксплуатационных требований они были удивлены нашей дотошностью. Мы обсудили практически все стороны инсталляции клистрона: от распаковки ящиков с установленными шок-детекторами (датчиками удара) до технологии установки его на штатное место. По нашей просьбе был снят видеофильм о технологии сборки узлов клистрона. В последний день переговоров были обсуждены вопросы изготовления клистрона с повышенной мощностью и увеличенной частотой повторения циклов до 150 Герц.

Наша делегация впервые побывала в Японии (за исключением Андрея Воробьева, который там уже в седьмой раз). Поэтому знакомство с ведущими специалистами завода Тошиба в городе Отавара, где изготовили клистрон, и само знакомство с Токио и Отавара, конечно, запомнится надолго. Удивило очень многое: чистота улиц Токио, трехуровневые авторазвязки и полное отсутствие автомобильных пробок, водители такси в белых перчатках и белые кружева на спинках сидений, обед с японскими специалистами: сидели на татами, дегустировали суши и сашими и многое-многое другое. Лично меня больше всего удивили беззаботные веселые японские школьники, почему-то пожелавшие со мной сфотографироваться.

График нашего пребывания в Токио и Отавара был очень плотным и не позволил нам хорошенько оглядеться. Но все же мы увидели район Акихибара - это карнавал электроники и предметов быта, этакая токийская "Горбушка", которая поражает воображение невиданными образцами электроники и заставляет задуматься о безграничности человеческого интеллекта. Мы посетили также район Асакуса со старейшим в Токио буддийским храмом Сэнсодзи и длинными рядами торговых лавок, предлагающих прохожим огромное количество сувениров, детских игрушек, зонтиков, женских сумочек, предметов одежды и т.д.

Мы еще долго будем вспоминать Японию. А впереди у нас очень много интересной и ответственной работы по инсталляции клистрона и его выводу на полную мощность. Установка ИРЕН развивается, и у нас впереди много дел.

Владимир ПЯТАЕВ, главный инженер установки ИРЕН.
 


Редакция Веб-мастер