Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 11(3950) от 13 марта 2009:

Версия № 11 в формате pdf (~ 1.4 Mb)

Их имена - в истории науки

В начале славных дел...

К 100-летию со дня рождения выдающегося польского физика, первого вице-директора ОИЯИ Мариана Даныша

В 1956 году, когда был создан ОИЯИ, мы узнали, что первым директором Института избран профессор Д.И.Блохинцев, а вице-директорами - ученые из стран-участниц ОИЯИ. Это были профессора Вацлав Вотруба из Чехословакии и Мариан Даныш из Польши.

Впервые фамилию Даныш мне довелось услышать в 1953 году. Тогда на кафедре ядерной спектроскопии физического факультета МГУ я получила тему своей дипломной работы - сделать спектрометр Даныша. Как позднее выяснилось, спектрометр получил имя своего создателя - отца будущего вице-директора ОИЯИ Яна Казимира Даныша.

В 1956 году велась интенсивная подготовка к запуску синхрофазотрона, и все внимание было сосредоточено на этой грандиозной задаче. Создатель гигантского ускорителя, самого крупного в то время в мире, - Владимир Иосифович Векслер уже был ученым с мировым именем, автором принципа автофазировки, на основе которого и сейчас работают все циклические ускорители, а также целого ряда других пионерских работ в области физики космических лучей и методики эксперимента.

На многочисленных семинарах можно было встретить классиков физической науки: Б.М.Понтекорво, Д.И.Блохинцева, И.Я.Померанчука, Я.А.Смородинского, первопроходца Дубны М.Г.Мещерякова и еще многих знаменитых физиков. Сказочное было время!


На одной из первых сессий Ученого совета ОИЯИ. Профессор М.Даныш - второй слева

Мариан Янович Даныш (так его называли в Дубне) стал часто приезжать в Лабораторию высоких энергий к В.И.Векслеру.

Первой задачей на синхрофазотроне было облучение ядерных фотоэмульсий на внутреннем пучке ускорителя, так как выведенных пучков еще не было. Этим занимались две группы физиков, которыми руководили М.И.Подгорецкий и К.Д.Толстов. К ее решению с энтузиазмом присоединился и Мариан Янович. Очень быстро у него нашлись общие научные интересы с профессором М.И.Подгорецким и его сотрудниками И.М.Граменицким, В.Б.Любимовым, Б.П.Банником. Тесно общался он с заместителем Векслера по науке И.В.Чувило, с К.Д.Толстовым, В.А.Свиридовым и В.А.Никитиным.

Опыта работы на ускорителе такого масштаба, естественно, не было ни у кого. Основную массу сотрудников составляли вчерашние студенты МГУ, МИФИ и Ленинградского политехнического института. Состоявшихся специалистов - физиков можно было пересчитать по пальцам одной руки, они пришли из Физического института АН СССР. Опыт М.Я.Даныша в области ядерной физики, приобретенный им ранее в Польше и Великобритании, пришелся очень кстати.

При подготовке экспериментов шли жаркие дискуссии. Первые расчеты показали, что нужна массивная платиновая мишень для "скользящего" облучения. Встал вопрос - как достать платину? Проблема весьма непростая. Прошло немного времени и, к всеобщему удивлению, В.И.Векслер платину получил. Его авторитет в самых высоких сферах советской власти был очень высок.

Вскоре после запуска синхрофазотрона появились первые публикации, которые с нетерпением ждали и Векслер и все мы. В них сообщались сведения о характере взаимодействий протонов высокой энергии с ядрами. М.Я.Даныш был в числе авторов этих работ.

Какие воспоминания оставил у меня Мариан Янович, с которым мне тоже довелось работать? Он держался уверенно и независимо, был импозантен, курил трубку, источавшую удивительный, неповторимый аромат, водил машину "Волга". В те времена обладателей машин практически не было - все ездили на велосипедах. Векслер пользовался престижным служебным ЗИЛом с личным шофером Михаилом Петровичем. Бывало, Владимир Иосифович подвозил своих запозднившихся сотрудников домой. Надо отдать должное и Мариану Яновичу - он тоже нас "подбрасывал". Запомнилась и жена Мариана Яновича пани Ева - маленькая хрупкая женщина в брюках (!), в те времена это поражало воображение обывателя и казалось экстравагантным.

Как вице-директор Института Даныш сыграл большую роль в установлении сотрудничества между ОИЯИ и ЦЕРН. Он был человеком европейского склада, имел свой неповторимый стиль. Дальновидность и плодотворность деятельности М.Я.Даныша и его яркая личность оставили заметный след в ОИЯИ.

М.Г. Шафранова


Редакция Веб-мастер