Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 33(3922) от 5.09.08:

Версия в формате pdf (~2.1Mb)

Комментарий к событию

Профессор Йос Энгелен: "Я испытываю понятное волнение..."

Как сообщалось в нашей газете со ссылкой на пресс-релиз ЦЕРН, определена дата первого эксперимента на LHC - 10 сентября. И сегодня, в преддверии этого события, мы публикуем фрагменты интервью профессор Йоса Энгелена, заместителя генерального директора ЦЕРН по научным исследованиям, которое он дал в ноябре 2007 года редактору еженедельника "Дубна" Евгению Молчанову в своем скромном рабочем кабинете в административном здании ЦЕРН.

До пуска LHC остаются считанные месяцы. Какие чувства вы испытываете, какие возлагаете надежды?

Это действительно большое событие - по двум причинам, с моей точки зрения. Прежде всего, если посмотреть на историю проекта, - для его реализации потребовались очень, очень передовые технологические решения как в отношении ускорителя, так и экспериментальных установок. Я совсем недавно вновь осознал это, когда посмотрел на ускоритель... Его можно было построить только на основе колоссального опыта в ускорительной физике, накопленного за многие годы в ЦЕРН, в Европе и в мире. Речь идет не только об опыте непосредственных создателей LHC, но и об опыте тех, кто строил ускорители предыдущих поколений. И здесь, действительно, есть что-то нетривиальное. Это относится и к экспериментам.

Сотрудничество по ускорителю LHC вовлекло в свои орбиты многих дубненских ученых и специалистов. Система подавления поперечных колебаний пучка была создана в Дубне как вклад в проект ускорителя. Определенно, есть возможности для будущего сотрудничества в рамках НИОКР по новому ускорителю.

С точки зрения физики, есть Стандартная модель, которая работает очень хорошо, но в ней кое-чего не хватает, не хватает в основном экспериментальных подтверждений. И может так случиться, что стандартный механизм Хиггса и соответствующая частица - бозон Хиггса станут решающими элементами в разгадывании этой головоломки. Я не думаю, что это действительно последние кусочки головоломки, скорее, только часть ее, которую мы намерены собрать с помощью LHC, обнаружив либо частицу Хиггса, либо какой-нибудь иной компонент, делающий теорию состоятельной в области высоких энергий. Очень убедительные теоретические экстраполяции говорят в пользу того, что природа подскажет, какое решение выбрать, чтобы теория правильно работала при энергиях, которые впервые будут достигнуты на LHC. Я верю, что с помощью LHC мы увидим какие-то принципиально новые закономерности физики, природы, потому что шагнем по шкале энергий вперед на порядок величины, а до этого уровня теория работает очень хорошо и предсказывает, что мы должны обнаружить.

Я испытываю понятное волнение, физики делают определенно очень хорошую работу, и я уверен, что LHC действительно позволит нам узнать больше о природе и ответить на вопросы, которые мы задаем уже много лет, по крайней мере, на вопросы, связанные с механизмом Хиггса, а, возможно, нас ждет и что-то большее. Мы надеемся и предвкушаем, но, конечно, не можем быть определенно уверены...

...И конечно, в подготовке публикаций, в анализе проектов активно участвуют и ваши молодые ученые. Они имеют хорошую подготовку, такие же увлеченные, как и вся молодежь в наших экспериментах. Чего я не знаю, и это больше ваша забота, чем моя, - выбирают ли для себя физику молодые россияне и молодежь в странах-участницах ОИЯИ... В Западной Европе в последние годы здесь наблюдался спад, и вы здесь, я думаю, не исключение, но, что важно для нас, так это то, что в эту область приходят лучшие. Это очень хорошо.

LHC - это, конечно, церновский проект. Но к нему присоединились Дубна, группы из Японии, США, Индии, Китая. За прошедшие годы стало ясно, что это по-настоящему международный проект, мировой. Следующие крупные проекты в физике высоких энергий тоже обязательно будут мировыми. Я думаю, для такой крупной лаборатории как ЦЕРН, равно как и для такой крупной лаборатории как ОИЯИ, есть основания для размышлений о том, как продолжить такое хорошее сотрудничество. Должно продолжиться и стратегическое партнерство. Мы заложили хорошую основу, мы вместе поработали, мы сделали кое-что замечательное, у нас есть еще что получить от трудов, начиная со следующего года. Но это не должно быть разовым сотрудничеством, на этом не должно все кончиться, должно быть продолжение.

В ближайших номерах еженедельника читайте продолжение заметок Евгения Молчанова под рубрикой "ЦЕРН - территория открытых дверей".

Перевод Михаила ПОТАПОВА, фото Николая ГОРБУНОВА.


Редакция Веб-мастер