| ||||||
В ДК "Мир" Музыкальная исповедьОткрыть новый концертный сезон 1 октября, когда вся мировая общественность отмечает Международный день музыки, поступок для Дубненского симфонического оркестра ответственный. Что же предложил дирижер оркестра Сергей Поспелов для исполнения в этот день?Взгляните на афиши столичных концертных залов, где лучшие оркестры приглашают на яркие разнообразные программы: 1 октября Владимир Спиваков и "Виртуозы Москвы" открывают ХХII международный фестиваль "Москва встречает друзей", Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дает эксклюзивный концерт в Ереване, маэстро Арсентий Ткаченко, новый главный дирижер Большого симфонического оркестра имени П.И.Чайковского, с коллективом Филармонического камерного оркестра приглашает в Новосибирске на "Четыре встречи с важным", Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, дирижер Филипп Чижевский, в зале "Зарядье" открывает новый концертный сезон исполнением Девятой симфонии Брукнера, его последним сочинением… Что ж, включаясь в звездный марафон чествования музыки, став "одним из", особенно почетно представлять здесь, в Дубне, программу, достойную этого знаменательного дня! Выбирая репертуар, Сергей Поспелов предложил исполнить симфоническую фантазию "Франческа да Римини" и симфонию №5 П.И.Чайковского. Сыграть эти глубокие и необычайно значимые для репертуара симфонических оркестров произведения было давней мечтой дирижера ДСО, и День музыки стал для этого самым лучшим моментом.
Программа бесспорно не развлекательная, но "цепляющая", искренняя. Да, именно в искренности, исповедальности и есть "изюминка" нашего выбора, именно поэтому - П.И.Чайковский, с его жизнью, наполненной перипетиями, большими страстями, сложными отношениями прежде всего с самим собой, постоянными поисками ответов на вопросы о жизни и смерти, грехе и прощении, о том, кто такой гений, и что разрешено гению в отличие от обычных людей… Именно поэтому его музыка не может не трогать и оставлять равнодушным, когда каждая нота о нем, и, на самом деле, о каждом. Говоря словами Чайковского, "это музыкальная исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами. Разница только та, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения". Могущественные средства музыки и заставили Петра Ильича, начинающего 23-летнего чиновника Министерства юстиции, волевым решением отказаться от стабильности, финансового благополучия ради очень призрачной карьеры музыканта. Бросая службу в министерстве, Чайковский уходил абсолютно в никуда. Вся семья находилась в полном недоумении, но он был непреклонен и писал: "…рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумайте, что я воображаю сделаться великим артистом, - я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, - но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей". Чайковский, конечно, был слишком скромен, говоря эти слова. В 26 лет он начинает стремительный путь к славе, пишет практически во всех существующих жанрах - за 27 лет творческого пути (умер композитор в 53 года) оставляет нам около 450 музыкальных сочинений и становится одним из немногих, кому суждено было при жизни познать мировую славу. И несмотря на то что он жил и творил в позапрошлом веке, по сей день Чайковский сохраняет статус самого исполняемого в мире русского композитора. А жизнь, подробности его биографии по-прежнему будоражат сознание людей, его образ продолжает обрастать мифами и легендами. Несколько слов о фантазии и Пятой симфонии Симфоническая поэма П.И.Чайковского фантазия "Франческа да Римини" основана на сюжете из "Божественной комедии" Данте ("Ад", песнь 5-я), рассказывающем о трагической любви замужней юной Франчески к Паоло (младшему брату ее мужа) и постигшем их возмездии. Композитор увлекся трогательной историей двух несчастных влюбленных. Он перечитал Пятую песнь первой части ("Ад") "Божественной комедии" и был чрезвычайно тронут ею. Возник замысел программного оркестрового сочинения. Премьера "Франчески" состоялась в Москве 25 февраля 1877 года под управлением Н.Г.Рубинштейна и вызвала бурю восторга как среди публики, так и среди музыкантов. Да и сам Чайковский считал "Франческу да Римини" наиболее удачным из своих программных симфонических произведений. Пятую симфонию, одну из самых популярных оркестровых партитур мирового репертуара, по праву называют "симфонией-драмой". Исходная идея в ней воплощает "ту роковую силу, которая мешает порыву счастья дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, неотступно следует за героем через всё произведение, появляясь в каждой части и разрушая надежды и мечты". Симфония-драма, переживания и разочарования… Слушая эту музыку в наши дни, конечно, мы воспринимаем ее с иных позиций. Но человеческие эмоции - всё те же. И наша программа предназначена не только для меломанов и профессионалов. В одном из интервью наш современник, ярчайший музыкант, дирижер Филипп Чижевский откровенно сказал: "Зачастую человек без специального образования воспринимает музыку острее, чем искушенный, подготовленный слушатель, способный разобрать исполнение по косточкам… Потому что те, кто разбирает по косточкам, - они не получают того удовольствия, той эмоции, которую несет исполнение. Профессиональным музыкантам эта радость практически недоступна; даже сидя в зале и слушая, они поневоле будут анализировать... А если человек случайно пришел и открыт на сто процентов, он получает всю палитру эмоций, во всей ее полноте, без ненужных рефлексий. И если он получил такой заряд эмоций, будучи неосведомленным, и музыка глубоко потрясла его, то он сам захочет узнать о ней как можно больше". Мы уверены, что музыка Чайковского, представленная в нашей программе, непременно даст заряд эмоций, заставляющий переживать и задумываться, делать нас лучше, честнее, добрее, образованнее. Люди сейчас тянутся к прекрасному. Мы видим, как много людей приходит на концерты, выставки просто потому, что их туда пригласили, потому что это теперь в тренде. Приходят на откровения, на живое дыхание. Приходят с огромным удовольствием и говорят в своих впечатлениях иногда очень точные вещи, которые от музыкантов зачастую не услышишь. Возможно, те, кто посетит наш концерт, в дальнейшем попробуют разобраться в вопросах: в чем феномен музыки Чайковского, зачем нам так интересен он сам, откуда берутся мифы? Почему его музыка настолько узнаваема и почему Чайковский всегда и везде был "своим", не только русским европейцем, а Человеком мира. Ведь он стал почти национальным композитором в странах совсем иной культуры - Японии, Китае. 1 октября в 19:00 в Доме культуры "Мир" мы вместе с симфоническим оркестром Дубны и Сергеем Поспеловым отпразднуем это замечательное событие. Наталья КАСТРО, директор ДСО
|
|