| ||||||
Мир увлечений Дмитрий Скворцов: "Мысли о сцене
|
![]() |
"А что тетечка скажет?", Клебер Карлье |
Как вы совмещаете две эти "роли": сотрудник ОИЯИ и актер театра "Квадрат"?
- У меня распорядок дня очень простой. Рабочая неделя 5/2. После окончания рабочего дня у меня ужин, потом иду на вечернюю репетицию, которая длится несколько часов. Затем спать, и завтра снова на работу. В пятницу вечером после работы я играю в спектакле. В субботу и воскресенье играю в двух детских и двух взрослых постановках. Работа в ОИЯИ дает мне стабильность и средства для того, чтобы заниматься любимым театром. По ощущениям это как две работы. Кроме того, в нашем театре нет обслуживающего персонала, мы сами занимаемся обустройством, реквизитом, уборкой...
В вашей истории про карьеру как будто пропущена родительская фраза: "Сначала получи нормальную профессию, а потом делай что хочешь". В какой момент жизни вы поняли, что хотите быть актером?
- В детстве меня очень поразил наш советский фильм "Буратино". Мне было меньше восьми лет. Я смотрел и думал - надо же, дети снимаются, играют, и я тоже так хочу. И еще был "Ералаш", где играли дети. Я спрашивал папу, как мне в кино попасть, и он ответил типичной фразой: никак, потому что у актеров есть свои дети, которых возьмут на эту работу. И всё. Потом я поучаствовал в двух школьных постановках. Одна из них была притчей про то, что хлеб всему голова, и я помню - мне нравилось выходить на сцену. После этого мысли о сцене сопровождали меня всегда. Забавно, но когда на телевидении появились шоу "Камеди клаб" и "Дом 2" я думал, а не использовать ли этот шанс, чтобы стать актером. Думал и о варианте поступить в театральный университет, но так и не дошел до этого.
Есть ли в репертуаре театра "Квадрат" спектакль "Буратино"? Кажется, и для вас это особенный материал, и любимая сказка довольно многих детей дошкольного возраста…
- Вы угадали, этот спектакль действительно есть в планах. Предполагается, что я буду играть роль Карабаса, но я бы хотел еще попробовать роль кота Базилио. В детстве мне нравился сам Буратино, конечно же. Меня удивляло, как ему сделали грим. Его нос был таким длинным, но совершенно как настоящий. Я тоже пытался приклеить себе такой нос и крепил кленовое семечко.
Как вы стали актером театра-лаборатории?
- В 2014 году через знакомых меня позвали попробоваться в театр - сказали, что нужны люди для одной постановки, и режиссер сейчас делает набор. Конечно, боялся, ведь никогда серьезно не играл, а тут какой-то кастинг… Я пришел со словами, что всегда чувствовал тягу к актерству и хотел бы попробовать. Если понравлюсь, то я готов заниматься. Если нет, то отнесусь спокойно и с пониманием. Это был декабрь, в театре "Квадрат" начали читку и репетиции спектакля "Ханума". Всё закончилось тем, что я был принят. Со временем я втянулся в театральное дело, и уже 4 июня отмечал свои 40 лет в компании театральных коллег и режиссера, замечательной Юлианы Кукарниковой.
Кто составляет труппу театра, как в ней появляются новые люди?
- Участники театра - от школьников до пенсионеров. Для участия главное желание. Кастинг здесь символический. Остаются немногие, потому что всё идет на безвозмездной основе, но труда и времени нужно вкладывать много.
Какая была ваша первая роль после того, как вас приняли в труппу?
- Тут целая история с неожиданными поворотами. Когда звали на пробы, то говорили, что надо какого-то старика сыграть. Оказалось, что ставится спектакль "Ханума". Перед распределением ролей режиссер спрашивала, кого бы мы хотели сыграть. Я написал: Коте (герой-любовник), Акоп - тоже любовный герой, но постарше. Еще и на князя записался. А она вдруг говорит: давай-ка ты бабушку Ануш сыграешь! Я посмотрел, текста мало, буквально несколько предложений, на сцене появляется она немного. Думаю, для начала и хорошо. Для пробы пера. Но потом всё переиграли, и мне все-таки досталась роль Акопа. Но то, что я могу сыграть бабушку, все запомнили. И вот позднее появилась пьеса "Баба Шанель" Николая Коляды. У нас она называется: "Это было нечто". А там все роли женские и одна мужская. У нас обычно не хватает актеров мужчин, а тут получилось так, что при распределении не хватило бабушки. Таким образом, роли бабушки мне избежать не удалось. И вот уже 10 лет я играю Капиталину Петровну.
"Ханума", Акоп Гургенович
Будучи принятым в театр, вы начали брать уроки актерского мастерства?
- Всё что касается актерских навыков, нам давала и дает наш режиссер Юлиана Кукарникова. Читка, этюды, работа с дикцией, работа с голосом, вхождение в образ по системе Станиславского…
Какая роль ваша любимая?
- Наверное, это несколько моих ролей в больших и массовых спектаклях. Например, молочник Тевье в "Поминальной молитве". Я очень благодарен Юлиане за то, что она мне ее дала. Она сказала, что сразу меня в этой роли увидела. Акоп в спектакле "Ханума", который долгое время был нашей визитной карточкой. Потом появился "Карнавал в Вероне, карнавал!" по горинской пьесе "Чума на оба ваши дома", в которой он описал свое видение продолжения истории Ромео и Джульетты после их смерти. Спектакль открывается сценой на похоронах, и начинаются новые дрязги. Это трагикомедия, где я играю Антонио. Бороздин в пьесе "Вечно живые". Но вообще за столько лет игры в различных спектаклях все герои стали для меня любимые. Я много вложил в эти роли, и на сцене уже в какой-то мере чувствуешь себя ими. Иногда после спектакля, с одной стороны, понимаю, что это я был на сцене, а с другой стороны, многих вещей, которые там делал - вспомнить не могу. Мне рассказывают, а я даже и не заметил.
"Карнавал в Вероне, карнавал!", Антонио Неапольский
Что наиболее ценно для вас в актерской деятельности?
- Примерить на себя образ другой личности. Я ведь никогда не буду кем-то еще, например герцогом-подлецом или хромым авантюристом. Правда, сначала мне было тяжело входить в такие образы и нащупывать их, поскольку в жизни я сам человек скромный и тихий. Но в итоге мне удалось и понравилось. На сцене я чувствую удовлетворение от того, что есть возможность прокрутить жизнь своего героя и им побыть.
Влияет ли театр на характер и на жизнь?
- В какой-то мере да. Театр мне помог справиться с излишней скромностью. Иногда в жизненных ситуациях очень пригождается актерский талант. Ситуацию можно разыграть или перевести в шутку. Однажды у меня был забавный случай. Человек начал вести себя агрессивно и вызывающе. А у меня есть приятель десантник, крупный парень, на него смотришь и понимаешь, что в случае чего, извините, он просто "в репу даст". И я как-то перенял этот образ, взял эту уверенность в себе, интонацию, сказал пару фраз и сразу успокоил человека. Я даже сам не ожидал.
Всегда интересно узнать секреты профессии. Например, как вы настраиваетесь на роль, включаетесь в образ?
- Подключаешь фантазию насколько можешь, чтобы представить себе окружающие обстоятельства, которые происходят в спектакле. Еще я продумываю то, что у героев за рамками пьесы. То, чего нет на сцене. У них же была какая-то жизнь до этого момента. Очень помогает войти в образ. Если получилось поймать это состояние, то дальше уже не надо думать, как ты будешь ходить, какие делать жесты, оно всё само по себе появляется. Каждый раз это будет по-новому, но каждый раз это будет всё равно жест этого персонажа.
А есть какой-то ритуал перед выходом на сцену?
- Ритуал есть. Мы становимся в кружок, взявшись за руки, и режиссер Юлиана говорит вступительное слово, сопутствующее предстоящему спектаклю. Это помогает направить мысли в нужное русло. Переключиться и понять, что мы теперь, к примеру, не люди, а звери в сказочном лесу. Потом несколько минут мы просто стоим сосредоточившись, чтобы отключиться от всего внешнего и ненужного и погрузиться в спектакль.
У вас есть творческая мечта? Может быть, роль или пьеса, в которой вы хотите сыграть?
- В самом начале моей актерской деятельности такие мечты о ролях были. Сейчас я оглядываюсь и понимаю, многое было по глупости, по неопытности. Но у меня никогда не было такой позиции: "ой, я это играть не буду". По большому счету я уже сыграл то, что многие артисты даже в профессиональных театрах не играют. Ведь в театре можно долго оставаться на вторых ролях, потому что главные роли сложно получить. У меня в этом смысле уже всё хорошо и опыт большой имеется. Больше 1000 выходов на сцену. Поэтому мечта сейчас у меня очень простая. Я хочу прийти незадолго до начала спектакля в театр, на сцену, где уже подготовлены декорации, одежда сцены, занавесы. Взять свои костюмы, загримироваться, пять минут настроиться на роль, отыграть, переодеться, разгримироваться и… сразу пойти домой. К 50 годам стал чувствовать усталость от дополнительной работы по подготовке и уборке сцены. И надо отдать должное новым молодым актерам, которые сняли с меня часть этих хлопот.
Вы когда-нибудь предлагали свои идеи для постановок?
- Да, и одну мою творческую идею удалось реализовать. В 90-е годы я открыл для себя произведения Даниила Хармса. У него бывают рассказы длиной в одно предложение. Повесть "Старуха" по объему как обычный небольшой рассказ. И вот эта краткость, которая сестра таланта, меня поразила. Когда я читал, всё это было настолько необычно, так интересно и смешно, что я не понимал, как такие вещи можно написать! И вот уже будучи в театре я вспомнил об этом. У меня возникла идея заняться читкой рассказов Хармса со сцены под музыкальное сопровождение. Играть музыку я пригласил нашего городского барда Эльдуса Сейфулина. Я посоветовался с Юлианой, попросил ее помочь сделать это представление красивым и интересным. И вот мы уже ставим спектакль, в котором я значусь как инсценировщик. Я перелопатил всего Хармса, подобрал произведения - получилось четыре часа. Потом мы всё отредактировали, скомпоновали и сделали динамичнее - около двух часов. В спектакле у нас идет текст Хармса и небольшие биографические вставки, воспоминания современников о нем.
Что сейчас происходит в жизни театра "Квадрат", какие планы и события?
- Летом мы уходим на небольшой перерыв. Но репетиции продолжаются. В сентябре мы будем открывать 8-й театральный сезон. В нашем репертуаре уже есть 40 спектаклей. И сейчас мы репетируем еще две новые комедии. Одна по Гольдони, автора 18-го века, будет называться "Трактирщица". И другая - испанская комедия положений, где муж, жена, служанка и ухажер ревнуют друг друга и думают, кто кому изменяет. Такой классический комедийный сюжет. Название у пьесы пока что рабочее. А 28-31 августа мы проводим четвертый по счету Международный театральный фестиваль "Мост". На нашу камерную сцену приезжают театральные труппы из других городов со своими спектаклями. У нас присутствует специальное жюри и приз. В год открытия дубненского моста мы запустили и наш фестиваль. "Мост" - это символ связи между городами, творческими видениями и победами. Каждый год мы выбираем новую тему: "Мост длиною в полвека", "Мост в страну чудес", "Мост, соединяющий сердца". А в этом году - "Мост Победы", посвященный годовщине великого события. Наш театр откроет фестиваль показом спектакля "Вечно живые" по пьесе замечательного автора Виктора Розова. Эта постановка особенно дорога мне - она важна, актуальна и интересна для любого поколения.
Какой совет или напутствие вы дали бы людям, которые только думают или начинают заниматься актерской деятельностью?
- Если есть чувство, что актерство и театр это твое, то надо обязательно пробовать, иначе не узнаешь. Часто в жизни получается так, что возможность есть, но она всё откладывается и откладывается. Я много лет искал себя. И получается, что только к 40 годам нашел. Иногда жалею, что так поздно. Мне бы раньше это понять и прочувствовать. Но также думаю, что все-таки ведет меня судьба и всему свое время. Кто знает, может быть, пришел бы в театр в 20 лет, то и не остался бы. Ведь нужно понимать, что выход на сцену - это только верхушка айсберга. А до этого идет долгая работа, репетиции, заучивание текста. Если это большая роль, то и объемы большие, и тут должна быть определенная мотивация… Когда человек приходит играть, и ему вроде как хочется, возможно, первая же работа с текстом его отпугнет. Но постепенно всё будет вставать на свои места.
Мария КАРПОВА,
фото из архива Дмитрия СКВОРЦОВА
|