Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 22 (4313) от 19 мая 2016:


№ 22 в формате pdf
 

Семья и школа: воспитание, образование

Антилекция "Школьное и домашнее образование: за и против" состоялась в Блохинке 13 мая. Встречи в таком формате в 2014 году предложил Марк Ширченко, и с тех пор подобное общение экспертов с аудиторией неоднократно подтверждало свою правильность. В двух словах о сценарии: эксперт кратко представляет себя, обозначает области, в которых имеет опыт, относящийся к теме, тем самым дает понять, на какие именно вопросы аудитории сможет ответить. И все, дальше идет обсуждение. В этот раз оно длилось два часа, и не все желающие успели получить ответы. Тема действительно важная и, более того, вовремя поданная - есть еще летние месяцы перед новым учебным годом, чтобы все продумать, посоветоваться перед тем, как определиться с целями и задачами образования собственных детей.

Представление экспертов

На вопросы в этот вечер отвечали: Петр Ширков, учитель высшей квалификации; Соросовский учитель, кандидат физико-математических наук, научный руководитель Межрегиональной компьютерной школы, преподаватель межшкольного факультатива ОИЯИ; Алексей Копейкин, представитель Клуба семейного образования в Дубне, родитель четверых детей с опытом обучения по семейной форме; Александр Руденко, директор общеобразовательной школы №1; Ксения Ягодина, психолог, специалист по педагогической и семейной психологии. Пересказать все, что прозвучало, невозможно - ограничимся наиболее яркими моментами.

Петр Ширков: Я не сторонник какой-то конкретной образовательной формы, которую государство реализует как систему общего образования. Все очень сложно, неоднозначно, надо аккуратно к этому подходить. Я как заказчик хочу очень высокого качества образования. Есть очень много брендов, которые влияют на стабильность государства на мировой арене, на стабильность внутри государства. Я их все перечислять не буду, но качество образования становится ключевым моментом... И второе - я хочу видеть в выпускниках школ гармонически сформированную личность, которая росла, училась, воспитывалась в комфортных условиях - не только для ребенка, но и для родителей, что крайне важно. Ну и конечно, личностные особенности должны учитываться, религиозные.

Александр Руденко: Главным заказчиком у нас по-прежнему является государство, и оно нам диктует, что изучать, даже как изучать, хотя здесь большие послабления. Приходя на работу, учитель при всем своем желании развивать творчество должен столкнуться с такими понятиями, как ЕГЭ, ГИА, а также независимый контрольный экзамен за 4-й класс. Внеурочная деятельность - это самый большой потенциал, который может использовать педагог для воплощения своих идей. Семейное образование, к сожалению, или к счастью, нигде не является массовым. Даже не вследствие того, что очень дорогое, а потому что надо положить свою жизнь, чтобы правильно им заниматься - отказаться от карьеры, семейных удовольствий и заниматься только ребенком. У меня за всю мою педагогическую историю был единственный опыт, когда мама действительно посвятила себя детям, но при этом она имела два образования, одно из них педагогическое, и материальные возможности. Поэтому для семейного образования я не вижу перспектив.

Ксения Ягодина: Мое первое образование - Институт иностранных языков имени М.Тореза, работаю учителем дополнительного образования. Второе - педагогическая психология, в вузе нам рассказывали о разных подходах, разных педагогических экспериментах в советское время. И были успешные результаты относительно желания детей ходить в школу, хорошего освоения предметов. К сожалению, этих программ остались единицы, все развивающее обучение практически сведено к нулю, есть единичные школы, которые практикуют такие подходы. И я поддержу коллегу - если государство, являясь заказчиком, не позволяет это делать, в школах вынуждены эти программы убирать. Даже такие хорошие программы по математике, как Л.Г.Петерсон, практически убрали... У меня есть подготовка по семейной психологии и я готова отвечать на вопросы, когда ребенок находится и на одной форме обучения, и на другой. Мне удалось найти школу, но она в Москве. Живу в Дубне, а ребенка перевела на заочное обучение, чтобы она могла дальше там учиться.

Алексей Копейкин: Первые два года старший сын был на семейном образовании, сейчас пошел в 3-й класс школы. Дочка пойдет в 1-й класс. Хочется всех поддержать, во-первых, в стремлении дать хорошее образование, а во-вторых, в праве родителя на отстаивание своего ребенка, своего видения учебного процесса. Я так для себя определил - для семейного обучения должны сложиться три составляющих. Первое - сам ребенок, какие стороны сильные, что получается лучше, что хуже. Второе - желание родителей, их видение, чего они хотят. Третье - конкретные условия, которыми на данный момент располагает семья. При семейном образовании можно учиться дешево, можно дорого... Оно очень хорошо подходит для спортсменов или творческих детей, они могут уделять больше времени развитию таланта, сократить, сжать школьную программу. Это действительно не массово, это для тех, кто выбирает. Если бы в школе было все здорово - никто не против, идите, учитесь. Но там куча проблем, родители все это видят. Заказчики образования не дети, не родители, а государство, а директор и учителя заложники системы.

Об образовательном стандарте

Александр Руденко: Я знаю талантливых педагогов, которые вообще никогда не читали образовательного стандарта. Талантливые отличаются тем, что они закрыли дверь на своем уроке, и им не надо никого бояться. Но для этого надо много поработать и вообще родиться педагогом. А в нашей профессии, к сожалению, рынок труда не сложился, как бы ни повышали заработную плату и что бы ни говорили. Не идут к нам педагоги, дефицит кадров. Поэтому я не ругаю этот стандарт, как директор я обязан был его прочесть, как учитель я имею свое представление, но есть вынужденные требования - я должен подготовить ребенка к ЕГЭ и он должен получить нормальные баллы, поэтому требования к ЕГЭ я отслеживаю.

Петр Ширков: Я поддержу Александра Ивановича. Да, есть документ, учителя школ должны следовать ему, чтобы правильно заполнялся журнал, правильно шла отчетность. Но грамотная администрация школы всегда готовит за учителя этот пакет документов, а дальше профессионал учит своему предмету. И если я как профессионал берусь обучать математике, у меня нет проблем, когда дети сдают ОГЭ или ЕГЭ. И когда я даю согласие работать в школе, администрация понимает, что никакой подготовки к ЕГЭ за последнюю четверть 11 класса не будет. Потому что ЕГЭ это одна из форм соревнования, по математике в течение года меняются правила проведения этого соревнования. Какой смысл начинать готовить в 8-9-м классе? Поэтому, если честно учить предмету, то ЕГЭ автоматически сдается на высокие баллы и никакого конфликта нет.

Ксения Ягодина: Я читала новый образовательный стандарт начальной школы. И там нет ничего такого, что бы "глаз кололо", в его основе лежат методы развивающего обучения и многие программы поддерживают деятельностные принципы, когда ребенок сам начинает открывать некие законы и алгоритмы обобщения. Единственное, бывают перекосы - ребенок это личность с социальными особенностями, а авторитарный учитель по этой программе взамен того, что ребенок должен открыть сам, заставляет его заучить и ставит оценку. В этом есть противоречие, но это скорее не к стандарту, а к тому, кто его исполняет.

Алексей Копейкин: О семейном образовании сложился стереотип - родитель берет расписание, встает к доске, проверяет домашнее задание. Такой схемы нет. Дома с родителями все происходит гораздо быстрее. Например, начальная школа, математика. Я изучил школьную программу, образовательный стандарт. Меня удивило - там все написано, что надо делать, что должен знать ребенок к первому классу, второму, третьему. Начальная школа очень простая. Я рассказывал тему, спрашивал, понял ли, делали упражнение, перед аттестацией повторяли. Механизм похож на школьный, но все происходит быстрее. Если что-то идет хорошо, можно усложнять задачи, это и метод определить наклонности, способности.

Как происходит контроль со стороны школы?

Александр Руденко: Форму аттестации с вами согласуют в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка - кому-то легче говорить, кому-то писать. Но определенные требования к контрольным работам есть, по любому предмету. Вам дадут программу, учебники, скажут, когда вы сможете пользоваться лабораторной базой, в том числе для первого класса. Традиционно в каждой школе есть локальный документ о текущем контроле. Но сроки и способы зависят еще и от учителя.

Ксения Ягодина: Когда я обратилась в школу, директор сказала, что учителя согласовывают со мной форму контроля, дали мне все методические материалы. Мне сразу сказали, что если вы приведете ребенка на контрольную работу, она плохо напишет, потому что дома выполняет все в расслабленном темпе. Поэтому работу ей позволили писать не с классом. Помогают поддерживают, сложностей не возникает.

Разговор закончился в позитивно-конструктивном ключе: А.Руденко напрямую задали вопрос, реально ли создать на базе школы №1 группу заочного обучения детей, которая была бы прикреплена к этой школе для аттестации? Он ответил: "Конечно. Вы поймите, мне как администратору хорошо - ответственность-то на вас!"

Обращаясь к залу, Петр Ширков спросил, есть ли среди присутствующих родители, согласные отдать детей в такой класс. Поднялись несколько рук и прозвучал, можно сказать, заключительный аккорд первой части: "Главный результат достигнут, дальше начинается работа в кулуарах".

Галина МЯЛКОВСКАЯ, фото автора
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер