Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 48(4288) от 4 декабря 2015:


№ 48 в формате pdf
 

ЦЕРН, осенние каникулы...

Послесловие к школе учителей физики

Во время осенних школьных каникул с 1 по 8 ноября в Европейской организации ядерных исследований прошла уже восьмая по счету и вторая в текущем году Научная школа для учителей физики из стран-участниц ОИЯИ. Организаторами мероприятия выступили ОИЯИ и Центр национального интеллектуального резерва МГУ имени Ломоносова совместно с ЦЕРН.

В этом году на школу прилетели учителя из разных уголков России, Украины и Беларуси. В ЦЕРН к нашей группе примкнули двое учителей, которые преподают физику и математику в школе при Постоянном представительстве РФ в Швейцарии. На несколько дней 42 участника школы из учителей снова превратились в любознательных учеников и сели за парты. Для них с лекциями о Стандартной модели и о физике за ее пределами, о детекторах элементарных частиц и ускорителях выступили опытные преподаватели: Виктор Ким, Дмитрий Горбунов, Николай Зимин, Александр Ерохин, Григорий Феофилов и другие. В обстановке дружеского общения можно было задать вопросы любому из лекторов, и этой возможностью с удовольствием воспользовались участники школы.

В недавно построенной S'Сool Lab (классной лаборатории) учителям было предложено самостоятельно собрать камеру Вильсона и понаблюдать за треками пролетающих сквозь нее частиц. Наибольший интерес вызвали экскурсии на действующие установки, имеющие непосредственное отношение к поиску бозона Хиггса. Нам удалось увидеть ускоритель LEIR, побывать на эксперименте ATLAS, а также спуститься на 100-метровую глубину и приблизиться к "сердцу" детектора CMS - одной из точек, где происходит столкновение протонов в Большом адронном коллайдере. Во время экскурсии в центр управления экспериментом AMS, занимающимся поиском темной материи и антиматерии, нам посчастливилось встретить лауреата Нобелевской премии Сэмюэла Тинга.

Глядя в горящие глаза педагогов, понимаешь, что участие в Научной школе даст мощный импульс к развитию учителей как высоких профессионалов, способных "зажечь" учеников своей любовью к бесконечно интересному предмету - Физике.

Из отзывов участников

Учителя влияют на становление своих учеников не только и не столько тем, чему они учат на уроках, но и своим мировоззрением, увлеченностью предметом, своим мнением по разным вопросам. Поэтому именно внутренний мир учителя увлекает ребят, способствует их выбору жизненного пути.

Прекрасные лекции, экскурсии, практикумы позволили нам выстроить свою систему знаний о современном состоянии научной мысли в области фундаментального строения вещества. Мы получили представление о тех сложнейших экспериментах, которые проводятся на БАК, чтобы подтвердить или опровергнуть научные теории в этой области знаний.

Изучая физику элементарных частиц и космологию по научно-популярной литературе, я задавала себе вопросы, на которые не могла найти ответы. А тут случилось невероятное: столько людей, которые могут помочь мне в этом! Это было, как для ребенка повстречать настоящего Деда Мороза! Это просто чудо!

Н. Шишкова, Москва.

Наиболее важной составляющей лекций и экскурсий я бы отметил ту информацию, те крупицы важных знаний, которые не прочитаешь в статьях или книгах, - это живой опыт непосредственных участников масштабных событий, происходящих в ЦЕРН. Мы, учителя, постараемся ничего из полученного не расплескать и в наиболее полном объеме донести до наших учеников, коллег и просто жителей нашего города.

С. Абдрашитов, Томск.

Для моих учеников и меня весьма полезна следующая мысль - не нужно быть гением, чтобы двигать великую науку высочайшего класса. Достаточно быть увлеченным и интеллектуально энергичным!

И. Потатуркин, Новосибирск.

Подобная поддержка первоклассных специалистов, работающих на передовых позициях научной мысли, вдохновила меня, послужила отличным стимулом к работе, захотелось трудиться еще ответственнее, знакомить учеников с новейшими достижениями физики, увлекать их своим предметом.

С. Тихомирова, Москва.

Учителя превращались в детей, которым обязательно хотелось дотронуться до того, чего трогать нельзя, сфотографироваться рядом со всеми установками и их макетами! Вопросы, как лавина, накрывали наших экскурсоводов, но они достойно выходили из этой ситуации и никого не оставляли без внимания! Я вернулась к своим ученикам с желанием работать, с идеями проектов, с планами экскурсий!

И. Беркова, Смоленск.

Самыми важными для меня стали слова Александра Ерохина о том, что главное - заниматься своим любимым делом, и тогда, несмотря на все возможные препятствия, все будет хорошо и многого удастся достичь.

О. Боровкова, Новосибирск.

В целом поездка в ЦЕРН была очень вдохновляющей и полезной. И, памятуя о миссии Школы, заряженные физикой высоких энергий на LHC, теперь мы несем весть о вдохновенном мире современной науки нашим школьникам.

В. Щавлев, Москва.

Естествоиспытатель, мыслитель, общественный деятель, один из крупнейших ученых ХХ века В.И.Вернадский дал к книге "Начало и вечность жизни" такой эпиграф: "Нет ничего сильнее свободы научной мысли". Этой свободой пронизана вся атмосфера Европейского центра ядерных исследований. Единое мыслепространство, научное мышление, новый уровень ответственности за ход эксперимента и развитие Вселенной - вот то главное, что хотели донести нам специалисты в этой области.

А. Наврось, Владивосток.

Елена КАРПОВА, УНЦ ОИЯИ

Информация о Научных школах для учителей физики в ОИЯИ и ЦЕРН представлена на сайте teachers.jinr.ru.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер