Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 41(4281) от 9 октября 2015:


№ 41 в формате pdf
 

Молодежь и наука

Практика, полезная всем

25 сентября, в последний день недели ЮАР в ОИЯИ, завершилась и третья стадия летней студенческой практики в Учебно-научном центре ОИЯИ. Вместе со студентами университетов Южно-Африканской Республики в ней участвовала молодежь Белоруссии, Сербии, Кубы. Они познакомились на лекциях и экскурсиях с исследованиями, проводимыми в Институте, и выполнили учебные исследовательские проекты. 20 студентов из 33 выбрали проекты, подготовленные в ЛЯР.

М.В.Густова (ЛЯР): В нашем проекте были заняты кубинский студент и два студента из ЮАР. Ребята очень толковые, сообразительные, мне понравилось с ними работать. Они ознакомились с основами метода рентгенофлюоресцентного анализа, работали с реальными образцами, решали реальную задачу. Мы с ними подготовили калибровочную кривую, которая будет нами в дальнейшем использоваться для качественного и количественного анализа состава физических мишеней. Можно сказать, что это было взаимовыгодное сотрудничество.

Магдиэль Гонгора Браво (Куба): Я увидел здесь много экспериментальных установок, каких нет на Кубе, интересно было узнать о синтезе новых химических элементов. Меня особенно занимает задача борьбы с онкологическими заболеваниями, поэтому заинтересовали работы по протонной терапии, которые проводятся в ОИЯИ. Это очень актуальные исследования.

Мне все здесь понравилось. Мы познакомились с достопримечательностями, соборами Москвы и Твери. В Твери в музее быта пили чай с баранками. Очень понравилась русская культура, понравились люди, хотелось бы вернуться сюда.

Ививе Дофи (Университет Фортхейва, ЮАР): Я впервые получила возможность исследовать настоящие мишени, познакомилась с методом, поработала с оборудованием, и когда вернусь домой, смогу все, чему научилась здесь, повторить у нас.

Я впервые в России, поначалу было очень трудно привыкнуть к вашей еде. Вне Института, особенно в сфере обслуживания, очень мало людей, говорящих по-английски. В продуктовых магазинах нам приходилось пользоваться переводчиком Google на телефонах. Но при этом все продавцы очень дружелюбны, все улыбаются...

Антонио Лейва Фабело (Центр технологических приложений и атомного развития, Куба): Нашей стране очень нужны молодые специалисты. У нас есть институт, готовящий специалистов по радиохимии и ядерной физике. Возможность обучаться в ОИЯИ очень важна для формирования, развития будущих ученых. Кроме того, на Кубе нет возможности заниматься экспериментальными исследованиями, а без этого процесс формирования будущего специалиста будет неполным. Возможность участия в практиках позволяет устранить этот недостаток.

Конечно, стоимость перелета туда-обратно только для одного человека составляет больше тысячи евро. У нас в стране экономические трудности, до сих пор действует американская блокада Кубы. Я постоянно наблюдал за Магдиэлем во время практики, ему здесь очень понравилось, он говорил, что чувствовал себя как в семье: все помогали друг другу, причем не только кураторы проекта студентам, но и студенты из разных стран друг другу. Они все делали вместе: и занимались, и гуляли. Я вижу, что Магдиэль возвращается домой не только с большим опытом, полученным за такое короткое время, но и с чувством, что в Дубне работают не просто ученые, но друзья, братья.

Так же думаем и мы, два кубинских сотрудника, которые сейчас работают в ОИЯИ. Для нас работать здесь - привилегия. Я знаю, что много студентов на Кубе хотят участвовать в учебных практиках и школах в ОИЯИ. Думаю, скоро в ОИЯИ прибавится и кубинских исследователей.

К.В.Клыгина (ЛФВЭ): Эти студенты, как любые другие, участвующие в практиках, специализируются в разных направлениях, имеют разный уровень подготовки, но, в отличие от наших, они очень сообразительны. Им прочитали курс лекций, а они очень ждали практическую работу, все спрашивали: "Будет, будет?". Никогда не уходили раньше, сидели до последнего, даже задерживались, рвались поработать с оборудованием, с детекторами, осциллографами, получить реальный результат. Они нас поразили своей дисциплиной.

Наш проект "Виртуальная лаборатория спонтанного деления" содержит теоретический материал и очень много виртуальных лабораторных работ. Во время этой практики мы сочетали виртуальные лабораторные работы и реальные, чтобы посмотреть, в каком направлении двигаться дальше. На самом деле они много дали нам, а не только мы им. Они получили опыт работы с реальным экспериментальным оборудованием, а мы - опыт обучения студентов.

Кехинде Гбенга Томива (Университет Витвотерсранд, ЮАР): Практика была очень полезной, я много занимался анализом данных, обработкой сигналов с детекторов. Вообще-то я уже в Дубне шесть месяцев, а контракт у меня на два года. Работаю в ЛФВЭ, планирую заняться новым проектом для NICA.

А.О.Стрекаловский (ЛЯР): Этим ребятам, а в нашем проекте участвовали четыре южно-африканских студента, не хватает именно практических навыков, умения работать руками. Эта практика позволила им и, в частности, Кехинде, который занимается моделированием и теоретическими расчетами для ATLAS, увидеть все этапы: от того, как готовится эксперимент, какие детекторы и электроника используются, - до теоретических расчетов.

Альберт Самойленко (Белорусский госуниверситет, Минск): Я участвую впервые в этой практике, меня пригласил мой научный руководитель в Минске, он же руководитель учебного проекта, Я.М.Шнир (ЛТФ). Мне было достаточно интересно и полезно: на экскурсиях по лабораториям я увидел разные установки, познакомился с новыми людьми. Хотя все, что мне было нужно, - это кластерные компьютеры... В принципе эта практика в основном интересна экспериментаторам. Дубна известна своими уникальными установками. Да и личные контакты тоже полезны.

Ольга ТАРАНТИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер