Объединенный институт ядерных исследований

Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 43 (4233) от 14 ноября 2014 г.

№ 43 в формате pdf

Ветераны нашего Института

Всегда на передовых рубежах

8 ноября исполнилось 70 лет со дня рождения кандидата физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Лаборатории физики высоких энергий Виктора Васильевича Кухтина.

Виктор Васильевич Кухтин начал свою научную деятельность в ОИЯИ в 1967 году, сразу после окончания физического факультета Московского государственного университета. Участие в эксперименте на синхрофазотроне ОИЯИ по поиску трижды заряженной изобары позволило ему приобрести ценный опыт, пригодившийся в дальнейшем при проведении сложных исследований.

Как многие помнят, в 1967 году в Институте физики высоких энергий в Протвино был запущен самый мощный в мире в то время ускоритель протонов У-70. В эксперименте по регенерации каонов, проводившемся на пучке нейтральных частиц протвинского ускорителя в начале 70-х годов, В.В.Кухтин принял самое активное участие. Он сделал важный вклад в успех эксперимента на всех его этапах, начиная с сооружения установки, - участие в сеансах по набору статистики, в обработке и анализе экспериментальных данных и в получении физических результатов. Опубликованные результаты по регенерации нейтральных каонов, полученные c участием В.В.Кухтина, остаются до сих пор уникальными и самыми точными в этой области энергий. Они легли в основу его кандидатской диссертации, блестяще защищенной в 1977 году.

В апреле 1975 года группа сотрудников ОИЯИ была направлена академиком Н.Н.Боголюбовым в Женеву с целью определить совместный с ЦЕРН эксперимент на новом ускорителе - суперпротонном синхротроне (SPS) с энергией 400 ГэВ. В состав группы входили И.А.Савин, И.А.Голутвин и В.В.Кухтин. Ими была успешно выполнена поставленная задача, что позволило дирекции ОИЯИ принять решение о вступлении Института в первый крупномасштабный эксперимент NA-4 (коллаборация Болонья-ЦЕРН-Дубна-Мюнхен-Сакле-BCDMS). Вклад ОИЯИ в этот проект и по нынешним временам выглядит впечатляющим - разработка физической программы, сооружение сердечника тороидального магнита весом 2000 тонн, разработка и создание 80 крупных (3х1,5 м2) пропорциональных камер. Это составило около трети полной стоимости экспериментальной установки, а результаты эксперимента цитируются до сих пор.

Участие в эксперименте NA-4 открыло в ОИЯИ новое научное направление - исследование кварковой структуры нуклонов, которое успешно развивается и в настоящее время. В.В.Кухтин принял активное участие в выполнении всей программы исследований эксперимента. Особенно значим его вклад в получение физических результатов по структурным функциям на ядрах углерода и зарядовой асимметрии в глубоконеупругом рассеянии (ГНР) мюонов на углероде, которая связана с -Z-интерференцией. Таким образом, фактически за два года до открытия в ЦЕРН Z-бозона, переносчика электрослабого взаимодействия, эти результаты прямо указывали на факт его существования.

Вслед за NA-4 В.В.Кухтин принял активное участие в дальнейшей серии экспериментов по исследованию кварк-спиновой структуры нуклона - в экспериментах SMC и COMPASS (ЦЕРН). Он внес большой вклад в получение экспериментальной информации, обработку и анализ данных, в получение физических результатов по спиновым структурным функциям.

Характерной чертой В. В. Кухтина всегда было стремление к самым передовым позициям в исследованиях по физике высоких энергий. В 1991 году он активно включился в подготовку экспериментов на проектируемом тогда Большом адронном коллайдере (LHC). Можно сказать, что юбиляр стоял у колыбели одного из самых значимых для современной физики частиц эксперимента ATLAS, возглавив в ОИЯИ комплексную программу работ по сооружению жидкоаргонового калориметра этой установки. Под его руководством дубненской командой были успешно выполнены обязательства ОИЯИ по изготовлению модулей детектора, проведены их испытания на тестовых пучках, выполнен контракт по созданию системы температурных датчиков, на реакторе ИБР-2 осуществлена обширная программа испытаний радиационной стойкости использованных в калориметре материалов, считывающей электроники и многое другое. Созданные и протестированные в Дубне узлы установки ATLAS безупречно работают на пучках LHC уже несколько лет. Жидкоаргоновый калориметр - неотъемлемая часть детектора, без которой не могло бы состояться важнейшее событие в истории физики частиц последних лет - открытие бозона Хиггса. Предложенный В.В.Кухтиным оригинальный способ поиска монополя Дирака, возможно, найдет свое место в будущих исследованиях на LHC и других машинах.

Физическая программа эксперимента ATLAS рассчитана на десятилетия, ее успешное выполнение требует модернизации многих узлов детектора. И мы вновь видим заметный вклад В.В.Кухтина в организацию и проведение тестовых испытаний прототипов и мини-модулей жидкоаргоновых калориметров в высокоинтенсивных пучках протонного синхротрона У-70, в радиационных тестах на реакторе ИБР-2. Эти работы активно продолжаются.

Флагманским проектом родной для юбиляра Лаборатории физики высоких энергий является проект NICA. Спиновая физика должна стать одним из основных направлений исследований создаваемого под руководством И.А.Савина детектора спиновой физики SPD, в подготовке которого В.В.Кухтин вновь играет одну из ключевых ролей.

Научные достижения юбиляра высоко оценены научной общественностью Института, он лауреат семи премий ОИЯИ. Все годы работы в ОИЯИ В.В.Кухтин был чрезвычайно активен и в общественной жизни. В сложные времена 90-х он приложил много сил и энергии для организации жилищного кооператива по строительству жилого дома для сотрудников ОИЯИ, возглавлял этот кооператив до окончания строительства, настойчиво боролся за права членов кооператива и сохранение коллегиальности при решении многих непростых вопросов. Этот успешный опыт кооперативного строительства жилья должен быть востребован и сейчас для улучшения социальных условий работы сотрудников, что особенно важно для привлечения молодой смены.

В молодые годы В.В.Кухтин был хорошим спортсменом, добивался успехов в институтских и городских спортивных мероприятиях в составе сборных команд Лаборатории высоких энергий по футболу, волейболу и баскетболу. Он сумел проявить себя и на международной спортивной арене, став вместе с членами своей команды чемпионом Женевы по волейболу. Юбиляр и сейчас в хорошей спортивной форме.

Виктор Васильевич полон энергии и планов, и не только в деле воспитания своих прелестных внучек, которые его обожают. Бережно опекая молодых коллег, он старается передать им свой опыт и знания, понимание жизни и энтузиазм настоящего исследователя. Нам - его друзьям и коллегам очень приятно поздравить Виктора Васильевича с юбилеем и пожелать ему крепкого здоровья и новых творческих достижений в науке. Не сомневаемся, что к этим пожеланиям присоединятся многие жители нашего славного города.

И.А.Савин, В.Г.Кривохижин, Н.Г.Фадеев, Н.И.Зимин, А.П.Чеплаков

При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -