Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по пятницам
50 номеров в год

1

Номер 26-27 (4216-4217) от 18 июля 2014 г.


№ 26-27 в формате pdf
 

Их имена - в истории Института

Вспоминая Владимира Львовича Любошица

6 июня в ЛФВЭ состоялся семинар, посвященный памяти В.Л.Любошица, физика-теоретика, доктора физико-математических наук, автора и соавтора более 190 научных работ и монографии.

Открывая семинар, профессор В.А.Никитин сказал: "Есть люди, общение с которыми оставляет в душе светящийся след. Многие из нас, кто общался с Владимиром Львовичем, хранят в душе его светлый образ и возвращаются к нему, как есть желание возвращаться к любимой картине... Есть что-то таинственное и трансцендентное в этом общении. Такова природа людей, подобных Владимиру Львовичу. Их влияние на нас и на науку значительно. И сегодня, когда время сгладило печаль и боль утраты, более ясно перед нами возникает то, что сделал этот человек, его вклад в науку, который он передал нам и потомкам. Сегодня мы вернемся к его наследию, чтобы еще раз оценить его и извлечь уроки".

Первые доклады были посвящены научному наследию ученого: "Фемтоскопия на марше" (докладчик Р.Ледницки); "Фемтоскопия на ALICE" (Л.Малинина); "Поиск суперсимметрии на ATLAS" (А.Солошенко); "Квантовый физик" - В.Л.Любошиц" (С.Шиманский).

Основные работы Владимира Львовича были связаны с проблемами квантовой механики, ядерной физики, физики нейтральных К-мезонов, теории электромагнитных процессов, теории прохождения частиц через вещество, теории перекрывающихся резонансов, спиновыми эффектами в бинарных и многочастичных процессах и другими вопросами. Владимир Львович был одним из основоположников нового направления в физике высоких энергий - корреляционной фемтоскопии - связанного с определением пространственно-временных характеристик процессов множественной генерации путем исследования узких парных корреляций как тождественных, так и нетождественных частиц. Результаты В.Л.Любошица, большинство из которых относилось к анализу интерференционных явлений в квантовой физике, неоднократно цитировались и использовались в научной литературе. В частности, предсказанный и рассчитанный им эффект вращения плоскости поляризации жестких гамма-квантов в поляризованной электронной мишени был впоследствии экспериментально обнаружен в России и Германии. Это явление в 1988 году официально зарегистрировано как открытие.

Галина Константиновна Устинова, супруга Владимира Львовича, рассказала о его предках, родителях, семейных событиях. Этот короткий доклад открыл ранее неизвестные факты биографии, грани способностей и характера ученого. И поскольку в семинаре участвовало гораздо меньше людей, чем были с ним знакомы, мы с удовольствием публикуем воспоминания Г.К.Устиновой.

О семье

Ида Иосифовна с Володей,
которому 1 год
Его мама - Рошаль Ида Иосифовна. Мне известны по крайней мере две личности из ее семьи. Двоюродным братом был известный в свое время кинорежиссер Григорий Рошаль, который экранизировал трилогию "Хождение по мукам" А.Толстого. Троюродным ее братом был Лев Романович Шейнин, неординарная личность, юрист и следователь. Он работал в команде Вышинского на Нюрнбергском процессе и при малейших попытках противостояния сам дважды был репрессирован и отсидел срок. Сразу после смерти Сталина он вышел из этой системы и занялся литературным творчеством, естественно, использовал накопленный в предыдущие годы опыт. Лев Романович считается основоположником советского детективного жанра, и с этим может согласиться тот, кто читал "Записки следователя".

Старшая сестра Иды Иосифовны была известным переводчиком с французского, в основном Золя, Гюго и других французских классиков. Младшая сестра преподавала художественное чтение в Щукинском училище. Сама Ида Иосифовна была пианисткой. Окончила Гнесинку. Однако когда она вышла замуж и переехала из Москвы в Воронеж, то оказалось, что играть там некому, и от нечего делать окончила агрономический факультет Воронежского сельскохозяйственного института, в котором стал работать ее муж. И это оказалось жизненно важным для семьи - во время войны в эвакуации интеллигенции были розданы участки земли, и они были оставлены на самовыживание. Ида Иосифовна поняла, что надо делать, и главное, знала, как. В то время как многие разводили бахчевые культуры, она засеяла свой участок земли пшеницей и обеспечила семью хлебом. В семье считается, что она спасла близких в эти годы.

Можно ожидать, что по материнской линии Володя должен был унаследовать именно гуманитарные способности. Это действительно так: он не учился в музыкальной школе, но мог, например, пропеть от первой до последней ноты Третий концерт Бетховена, прочитать наизусть любой сонет Шекспира, не говоря уже о "Евгении Онегине", "Медном всаднике" или множестве стихов Лермонтова.

Его отец - Любошиц Лев Ильич, профессор политэкономии, заслуженный деятель науки, считается одним из основоположников социалистической политэкономии. Как многие идеалисты-утописты, был очень непрактичным человеком, что особенно сказалось во время войны и передалось по наследству и сыну, и внуку. Но будучи непрактичным в своей жизни, он как-то умел видеть трудности других и всегда знал, как помочь, всегда делал это и был очень отзывчивым человеком. Он оставил о себе добрую память - на его похороны в Воронеже пришли чуть ли не полгорода. Остались у него ученики - больше десятка докторов и кандидатов наук и в Воронеже, и в Москве, где он преподавал. Скорее всего, Володины аналитические и математические способности наследуются по мужской линии, как и у братьев Льва Ильича. Один работал бухгалтером в важном министерстве, считался, по-видимому, ценным работником, потому что 40-летие его трудовой деятельности отмечалось в ресторане "Прага". Младший брат был инженером, специалистом по сопротивлению материалов, им написаны несколько учебников по этому предмету.

Это уже более поздний снимок: Володе 37 лет, Валере 1 год и Лев Ильич Любошиц

Несколько фотографий

В.Л.Любошиц. 2006 год
А про Володю всем все известно, поскольку вся его жизнь прошла в Дубне. Другой вопрос, что из фотографий показать, в общем, нечего, поскольку цифровой фотоаппарат у нас появился, когда уже не было круга близких друзей, с которыми прошла вся жизнь, - Подгорецкого, Смородинского, Огиевецкого, Оконова, Андрюши Никитина... Вот, Граменицкий Игорь Михайлович попал в нелепую аварию, как будто мало в нашем возрасте других проблем. А фотоаппарат мы использовали (кроме, конечно, конференций), когда у нас дома устраивалась новогодняя елка, особенно если она настоящая.

Все что осталось мне от Володи - это кроткий, все понимающий взгляд из прошлого. Я знаю, что многие заблуждались в отношении Володи, рядом с ним очень легко было продемонстрировать превосходство. Но ему было свойственно, казалось бы, несовместимое сочетание, своего рода донкихотство и непротивление злу, что, собственно, и составляло его внутреннюю силу.

На работу в Дубну

Мы с ним учились в Воронежском университете на физмате и были в одной теоретической группе на кафедре ядерной физики. А в 1957 году были направлены в "Курчатовский институт" на преддипломную практику, а затем оставлены на диплом и защищались там же, у Я.Смородинского, кстати. После этого предложена была аспирантура. Володя поступил туда, но мне пришлось отказаться от экзамена, поскольку умер отец и я не могла поехать. Но мне предложили аспирантуру в ФИАНе у Гольданского, куда я и поступила. Володя после аспирантуры, поскольку ни у него, ни у меня не было московской прописки, поехал в Дубну, попал в Лабораторию теоретической физики, проработал меньше года стажером, а потом его взял к себе В.И.Векслер, а дальше вы все знаете...

***

Это памятник Володе. Идея памятника в том, что уже нет надежды, что еще долго можно будет приносить сюда живые цветы, а вот этот вечнозеленый плющ вверху и цветущий лавр навсегда останутся с ним
Завершило семинар небольшое эмоциональное выступление В.Пенева "Об одном открытии ученого и о нем как о замечательном человеке". Несколько цитат дополнят эту статью:

"60-70-е годы прошлого столетия можно назвать для нашей лаборатории Серебряным веком - было сделано множество оригинальных исследований в различных областях физики элементарных частиц. Тогда же произошло сочетание качеств двух замечательных людей: богатой интуиции и воображения Михаила Исааковича Подгорецкого и способности Владимира Львовича Любошица доводить теоретическую идею до численного результата. Эта комбинация дала существенные научные результаты.

Любошиц для меня является человеком, опровергающим сентенцию Сенеки: "После того как появились ученые, нет больше хороших людей". Владимир Львович не был публичной фигурой. Никогда не занимал никаких постов. Найти его фото в президиумах или на трибуне трудно, кроме случаев, когда он рассказывал о своей работе...

Его серьезные познания в области особенно квантовой механики и электродинамики, статистической физики и кинематики процессов и умение применить эти знания в экспериментальной практике притягивали к нему людей, которые хотели обсудить с ним многие вопросы и получить консультацию... Он умел слушать других людей и при кажущемся безразличии интересовался всеми проблемами, которыми полна наша жизнь, включая политические.

Почти все окружавшие Владимира Львовича физики и другие сотрудники лаборатории ценили его знания, работу, внимание к людям и скромность. Почти всем были очевидны его большие заслуги и множество результатов. Некоторые были получены уже к концу жизни.

Жизнь настолько причудлива, что кажется, что мы живем не в настоящем, а в виртуальном мире. Единственно что ценно и должно составить смысл жизни, - это творческий труд. Он обеспечит не только возможность существования будущих поколений, но и их совершенствование. Учиться этому нужно на опыте таких наших коллег, как Владимир Львович Любошиц!".

Материал подготовила Галина МЯЛКОВСКАЯ
 


Техническая поддержка - ЛИТ ОИЯИ Веб-мастер