Еженедельник
Объединенного института ядерных исследований

(Электронная версия с 1997 года)
Архив Содержание номера О газете На главную Фотогалерея KOI8

№ 14 (4054) от 1 апреля 2011:

Версия № 14 в формате pdf

Меридианы сотрудничества

"Фантазия, которая стала явью..."

На пресс-конференции, посвященной 55-летию ОИЯИ, выступил академик Нгуен Ван Хьеу, президент Национального центра науки и технологий Республики Вьетнам, Полномочный представитель правительства СРВ и член Ученого совета ОИЯИ. В его короткой речи - воспоминания о первых годах пребывания в Дубне, о великих открытиях, которые происходили на глазах молодого физика-теоретика, благодарность за сотрудничество и уверенность в будущих успехах Института.

Мне выпала очень счастливая участь. В Дубну я приехал 51 год назад, так что больше полувека я был свидетелем величайших достижений и открытий нашего интернационального коллектива. Я помню, когда сюда приехал, у нас в Дубне, в Лаборатории высоких энергий, был самый мощный ускоритель элементарных частиц, который создал академик В.И.Векслер. И еще помню, что тогда же после открытия несохранения четности наш великий ученый Бруно Максимович Понтекорво предсказал, что должны быть два типа нейтрино. Эксперимент непосредственно подтвердил его предсказание, и он получил Ленинскую премию. Но теперь мы знаем не только два вида нейтрино, а четыре.

Действительно, было очень интересное время. Когда я сюда приехал, мне было только 22 года, совсем мальчишка, я пришел в группу Моисея Александровича Маркова. В это время Дмитрий Иванович Блохинцев и Моисей Александрович обсуждали проведение экспериментов с нейтрино, и тогда уже думали о том, что надо проводить эксперименты под землей. И, честно говоря, я тогда думал, что это предложение моих учителей - чистая фантастика. Но оказывается, в США это все уже реализовано.

Спустя некоторое время запускали аналогичные ускорители в ЦЕРН и в Беркли. И в 1967 году, накануне празднования 50-летия Великого октября, относительно недалеко от нашей Дубны, в Серпухове, успешно запустили новый ускоритель на 70 ГэВ, и вместе с Дубной он был всегда на самом переднем крае мировой науки. Это касается физики высоких энергий. Но я помню, когда сюда приехал, под непосредственным руководством Дмитрия Ивановича строился ИБР. В то время это был самый мощный импульсный реактор, и я помню, что Федор Львович Шапиро проводил передовые исследования по холодным нейтронам. Совсем недавно реактор модернизирован и будет возобновлено исследование конденсированных сред с помощью нейтронов. Наш Институт опять стоит на первом месте в мире.

Недавно мы узнали о пуске LHC в Женеве. А у нас в Дубне развивается другая, параллельная линия. Мы ведем работу по NICA/MPD для изучения нового состояния вещества с очень большой плотностью и температурой, и надеемся, что через несколько лет наш проект уже даст важнейшие результаты о том новом состоянии материи, которые можно получить только в Дубне, и больше нигде в мире. Мы уверены, что под руководством академика В. А. Матвеева мы завершим строительство этой крупной системы, и нас ждут результаты исследования этого нового состояния.

Еще я бы хотел сказать, что вьетнамская физическая наука действительно рождалась в Дубне. 55 лет назад был основан ОИЯИ, и тогда же Вьетнам принял непосредственное участие в его работе. Министерство науки и техники во Вьетнаме было создано только в 1958 году, на два года позже основания ОИЯИ. И первыми научными сотрудниками, которых правительство отправило за границу, стали те, кто был принят в Объединенный институт ядерных исследований. Постепенно, когда мы вернулись на родину, мы создали свою науку. Так что можно сказать, это типично дубненская школа науки. Вы знаете, у нас была очень длинная, ожесточенная война. А хорошие условия для работы вьетнамских ученых создали именно в ОИЯИ, и с тех пор Дубна - это наш дом.

Я помню, что тогда группа вьетнамских сотрудников в Институте составляла 30 человек. Теперь мы, конечно, живем в мирных условиях, и тоже развиваемся. Но наука сейчас очень дорогая. Без Дубны мы не имели бы никаких шансов участвовать в таких работах, как исследования на Нуклотроне, релятивистская ядерная физика, принять участие в экспериментах по столкновениям тяжелых ионов, открытии новых трансурановых элементов. Для нас это фантазия. Но... она стала явью! Вся вьетнамская научная общественность, конечно, высоко ценит роль, которую сыграл и продолжает играть ОИЯИ для нашей молодой науки. За это вам спасибо!

Записала Галина МЯЛКОВСКАЯ.
 


Редакция Веб-мастер