| ||||||
Между наукой и искусством Новая традиция27 ноября научный руководитель ЛЯР Ю.Ц.Оганесян прочитал лекцию, посвященную эволюции современного изобразительного искусства и творческому пути художников Кристо и Жанны-Клод. Его выступление предваряло открытие в выставочном зале ЛЯР экспозиции "Врата", посвященной 20-летию легендарного арт-проекта Кристо и Жанны-Клод The Gates.Открывая мероприятие, директор ОИЯИ Г.В.Трубников сказал: "Сегодня мы услышим еще одну лекцию об искусстве, интересную интерпретацию от научного руководителя лаборатории Юрия Цолаковича Оганесяна. Приятно, что эти искусствоведческие лекции становятся традицией. Фактически сегодня у нас состоится прогулка в Нью-Йорк, в Центральном парке которого 20 лет назад разместился арт-проект. Юрий Цолакович, вы не представляете, насколько это трогательно для всех нас, вы не перестаете нас удивлять интересными фактами из мира искусства".
"Я буду говорить о том, что я чувствую, и совсем не уверен, что это правильно", - предупредил Ю.Ц.Оганесян. Свою лекцию он посвятил другу и товарищу Сергею Дмитриеву. Приветствуя собравшихся, Юрий Цолакович отметил, что большинство присутствующих слушало его лекцию о П.Брейгеле девять месяцев назад. Летом он с ней выступил в ДК "Мир" и анонсировал свое новое выступление 2 декабря в НИТУ "МИСИС". "Когда я рассказываю о Брейгеле, погружаясь в красоту и гармонию его произведений, возникает вопрос: а что в искусстве сегодня? Искусствоведы стараются уйти от ответа, объясняя, что сейчас всё сложно. Я попытался разобраться, но понял, что это такие дебри, которые до конца не постичь", - так начал он свое выступление. И рассказал, что неожиданно для себя получил из Нью-Йорка письмо-приглашение на 20-летие инсталляции The Gates. "2005-й год, когда была создана инсталляция, это время, когда мы здесь получали сверхтяжелые элементы, и я постоянно мотался, иногда по два раза в неделю, в Нью-Йорк. Я даже не ездил в город, мы проводили совещания в отеле аэропорта, не всегда получалось повидаться с дочерью и ее семьей, которые живут в Нью-Йорке", - вспоминал он. В феврале дочь предложила ему посмотреть инсталляцию в Центральном парке города, и он согласился. "Вдоль всех дорожек стояли ворота с полотнищами оранжевого цвета, а длина всех дорожек парка составляет 37 км, - рассказывал Юрий Цолакович. - Под воротами ходили люди, я тоже прошел. Мне показалось странным, что так много людей гуляет под этими воротами, а уже через 16 дней их уберут. И зачем поставили больше 7500 ворот в парке? Это надо было понять".
И Юрий Цолакович рассказал нам о творчестве этих художников. Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон родились в один день 13 июня 1935 года. Он - в Габрово (Болгария), она - в Касабланке (Марокко). Христо учился в Академии художеств в Софии, готовясь к диплому, поехал в ЧССР, затем посетил Вену и Париж. В презентации были представлены ранние, вполне академические, реалистичные портреты, написанные Христо в возрасте от 14 до 23 лет. Жанна-Клод была филологом, с Христо они познакомились в Париже. Как изменились за 500 лет, прошедшие с эпохи Возрождения, форма и цвет, соединить которые важнейшая, по мнению докладчика, задача, стоящая перед художником? И показал нам, как они менялись в полотнах импрессионистов, авангардистов - Василия Кандинского и Джексона Поллока. Масштаб работ и новизна техники (отказ от кисти и разбрызгивание красок) последнего придали его картинам статус живописи для миллионеров. Вместе с докладчиком мы удивились работам Роберта Раушенберга, оценили яркие цвета Марка Ротко, познакомились и с другими представителями абстрактного экспрессионизма, возникшего в Нью-Йорке в 1940-1950-х, и согласились с ним, что форма стала совершенно абстрактной, а цвет упростился. Одновременно в Великобритании возникает течение поп-арт, которое быстро проникает и в США. Его король - Энди Уорхол, и представил его Юрий Цолакович с королевским размахом: обозначил его художественные принципы (предметом искусства может быть всё что угодно; искусство может быть не эксклюзивным, а массовым; поп-арт соединяет искусство и популярную культуру), показал его известные работы не только на слайдах, мы увидели, как они смотрятся и на футболках, а сцена конференц-зала была оформлена не только любимым предметом инсталляций Кристо и Жанны-Клод - металлической бочкой, но и металлическими банками с консервированным супом "Кемпбелл", которые изображал на своих картинах Энди. Свою студию он назвал "Фабрикой", она превратилась в центр концептуального искусства США. Там, освоив трафаретную печать, он создает портреты знаменитостей, в первую очередь, ставшей его музой Мэрилин Монро. Первой известной его работой стало изображение трех пустых бутылок "Кока-Колы", а "Бирюзовая Мэрилин" вошла в пятерку самых дорогих картин мира после работ Леонардо да Винчи, Гогена, Сезана и абстракциониста В. Кунинга. Юрий Цолакович попытался обосновать появление этого направления. "Говорят, искусство - это вино, а общество - виноград. Это общество сложилось после Второй мировой войны, выкосившей поколения мужчин, обрушившей на женские плечи тяжесть восстановления городов и экономик. После холода и голода общество стало дрейфовать в сторону общества потребления. Что эти люди должны были черпать из своего окружения, что они должны были создавать?" - вернулся к героям лекции докладчик. В те времена каждый уважающий себя художник должен был найти свой метод. Кристо уже оказался заражен концептуализмом и новым реализмом, приверженцы которого подвергали сомнению идею о том, что искусство должно возвышать или идеализировать объект. Он находит собственный путь - ампакстаж (упаковка), ведь обертка порой бывает ценнее, чем скрытое под ней, тем более, если скрыта пустота. Но сначала были бочки. Однажды художники перегородили 48 бочками небольшую улицу в центре Парижа. Полицейские потребовали разобрать баррикаду и предложили отнести бочки в музей. "Куда, в Лувр? - Езжайте в Америку!" Так они и сделали. И начали реализовывать в США и других городах мира инсталляции с тысячами бочек, мысль о которых преследовала художника с 1958 года. Правда, самый масштабный - из 410 тысяч в виде пирамиды - так и не был воплощен в Абу-Даби. Не менее масштабным стал проект с тысячами желтых и синих зонтов, установленных одновременно в США и Японии. А затем нас накрыла "упаковочная волна". Укрытый серебристым материалом Рейхстаг, парижский мост Пон Нёф, под тысячами квадратных метров полиамида ставший золотым, и последний проект, реализованный после смерти обоих художников аукционом Sotheby`s, - Триумфальная арка в Париже, с подсветкой внутри выглядящая как лампада. Увидев впервые эти, как будто упакованные подарки, приготовленные под ёлку гиганта, последовательно испытываешь гамму чувств - от изумления и непонимания до восхищения грандиозностью замысла и красотой, отделенной от привычного образа здания или сооружения. Все эти проекты требовали колоссальных усилий, настойчивости и средств для реализации, при том, что Кристо и Жанна-Клод никогда не привлекали средства фондов и спонсоров. Разрешение на "обертку" Рейхстага было получено через 22 года, а идею упаковки Триумфальной арки реализовали спустя 60 лет после замысла. И хотя "упакованные" объекты привлекали много людей, в таком виде они стояли не более 14-16 дней. Не менее тернистым был путь проекта "Врата". После длительной процедуры получения разрешений 150 рабочих три недели устанавливали 7503 ворот высотой почти 5 м с полотнами шафрановой ткани. Юрий Цолакович, побывав в Центральном парке, понял, что инсталляция напоминает ему ворота-тории синтоистского святилища Нэдзу недалеко от Токио, где множество людей проходит через многочисленные деревянные ворота цвета шафрана, оставляя записочки с пожеланиями. Инсталляции Кристо и Жанны-Клод дали старт новым направлениям, таким как ландшафтное искусство, инсталляции в общественном пространстве, экологическое и процессуальное искусство. "Многие современные художники теперь думают не только о том, что они создают, но и как это меняет восприятие пространства, города, человека, и это - прямое влияние Кристо и Жанны-Клод", - считает Ю.Ц.Оганесян. В 2011 году Юрий Цолакович встретился с 76-летним Кристо. Встреча была очень теплой, художник рассказал о своих проектах, которых было гораздо больше, чем они смогли реализовать, и подарил свою книгу с автографом. Ю.Ц.Оганесян пригласил нас на выставку, отметив как одно из достижений группы, готовившей проект в ЛЯР, то, что ворота представлены в натуральную величину. Вдохновленные и просвещенные мы зашли в смежный зал и, пройдя под шафрановыми полотнищами, если и не почувствовали себя в Центральном парке Нью-Йорка, то точно ощутили некую энергетику от самой инсталляции и больших фотографий, демонстрирующих другие проекты художников. И последнее. Из яркого, прекрасно изданного к выставке буклета можно узнать, что автору идеи и вдохновителю проекта Ю.Ц.Оганесяну в его организации помогала команда ЛЯР, сотрудники Пресс-центра и Издательского отдела ОИЯИ. Ольга Тарантина, | ||||||
|