| ||||||
Молодежь и наука Эстафета передачи знаний - многолетняя традицияС 26 июля по 13 августа в Дубне проводились 37-я Международная компьютерная школа и 3-я школа-семинар "Учителя будущего". Проекты проходили при финансовой и организационной поддержке ОИЯИ на территории Учебно-научного центра, лицея имени В.Г.Кадышевского, Универсальной библиотеки имени Д.И.Блохинцева. В летней школе приняли участие 42 слушателя, а в школе-семинаре 22 педагога.В этот раз школа проходила на нескольких площадках города: в УНЦ, библиотеке, лицее. Питались участники в ресторане гостиницы "Дубна", приезжие делегации были размещены в общежитии ОИЯИ, а жители Дубны, Москвы и Московской области - в городе, у себя и по знакомым. Последние годы школа проходила на территории профилактория "Ратмино", но из-за строительства нового корпуса площадка оказалась не подходящей. Бессменный научный руководитель Международной компьютерной школы Петр Ширков рассказал об организационных особенностях и о том, что из-за отсутствия единой площадки, к сожалению, часть совместных занятий были отменены: "В этот раз мы потеряли возможность пребывания всех участников школы на одной территории в течение полных суток. Школа - это своеобразное сообщество, где мы учим детей не только исследовать окружающий мир, но и пытаемся прививать им некоторые нормы общения не только учебно-научного, но и социального. В этот раз все совместные мероприятия начинались в 7:30 на завтраке. И часть детей на дневном пребывании выпадали из этого мероприятия, поскольку оставались завтракать дома. Также общее взаимодействие вынужденно заканчивалось примерно в 9 часов вечера, потому что многие площадки закрывались. В "Ратмино" в 7 утра у нас уже было купание в Дубне, а общение заканчивалось прямо перед отбоем, в 22:30".
Петр Ширков рассказал о методике, применяемой на практике в МКШ: "Когда ты что-то делаешь сам, то мотивация сильно возрастает. У китайцев есть очень хорошая поговорка: "Если ты дашь человеку рыбу, он будет сыт один день. Если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда". Результатом нашей методики является то, что дети умеют исследовать окружающий мир, и они могут делать это дальше самостоятельно на совсем другом уровне. Психология показывает, что даже сильно мотивированный слушатель из материала, который ему рассказывается одаренным лектором, усваивает не больше 15-20 процентов, остальное проходит мимо, потому что он пассивный участник процесса. Мы пытаемся сделать наших учеников активными участниками процесса. Они самостоятельно делают для себя открытия, которые когда-то уже сделало человечество. Но это их личное научное достижение. Они сами создают и таким образом могут присвоить результаты себе". Из 42 участников на школу приехали 22 слушателя в составе делегаций от информационных центров ОИЯИ с Камчатки, Приморья, Северной Осетии и Ростова-на-Дону. Остальные 20 человек это жители Дубны, Москвы и Московской области. Они были отобраны по заочному конкурсу. Больше всего - 10 человек - оказались из лицея имени В.Г.Кадышевского, где на одно место претендовали два ученика.
Слушатели самостоятельно выбирали для участия один из пяти предложенных проектов. В этом году были следующие темы. "Портативная электростанция". Придумана ситуация, при которой экспедиция попала на реке в ураган и потеряла часть оборудования. Надо организовать более-менее комфортное пребывание до момента спасения и обеспечить себе сотовую связь, если она появится. "Космическая миссия". На одной из планет какой-то звездной системы исчезла связь с зондом, выполняющим разведывательную миссию. Надо отправить еще один зонд для обнаружения потерянного. Возникает проблема перелета с орбиты одной планеты на другую.
"Баллистика спортивных снарядов". В игровых видах спорта - футболе, баскетболе и волейболе - мячи, которые приносят победу командам, иногда летят по очень странным траекториям, надо разобраться почему. "Дом в багажнике". Проект по созданию дома со своим функционалом, который можно было бы разместить в багажнике автомобиля. Самыми популярными оказались первые три проекта из вышеперечисленных. Дети составляли план работы, пошагово выполняли исследования, делали расчеты и готовили итоговую презентацию. Перед стартом двухнедельной школы прошел пятидневный семинар "Учителя будущего", на котором рассматривалась методика проектного обучения и завершалась подготовка проектов для МКШ (проекты обдумываются заранее, на семинаре они приобретают финальные черты). В нем принимали участие преподаватели, которые затем будут курировать проекты. Среди слушателей были и те, кто приехал только для освоения методики, на саму школу и ведение проектов они не остались. Также уникальная возможность быть допущенными к учительскому семинару была предоставлена двум старшеклассникам из Протвино, только что перешедшим в 11-й класс. Рассказывая об авторской педагогической методике, Петр Ширков отмечает: "В нее нужно погрузиться и прожить, иначе ты не сможешь ее повторить. Поэтому все наши школы по проектному образованию построены так, что наших подопечных учителей мы погружаем в "шкуру" учеников. Они сами должны осилить весь путь, который потом пройдут ученики под их руководством. И эта методика показывает очень высокую эффективность результатов, в том числе связанную с поддержанием мотивации детей к учебной деятельности, а это одна из проблем современной школы". Идея компьютерной школы связана с тем, что дети вовлекаются в инженерно-конструкторскую и учебно-исследовательскую деятельность, но глобально методика проектного образования может использоваться и в других направлениях обучения. Несмотря на то что семинар был обозначен пятью днями, в итоге преподаватели прошли более длительную школу. Ведь курируя проект, они приобретали и практический опыт, закрепляющий полученную теорию. Семинар "Учителя будущего" объединил действительно неравнодушных к науке и своей профессии учителей, стремящихся улучшить навыки и дать детям качественное образование. Участие здесь добровольное и оно никак не оплачивается. Главная награда для всех - это полученный опыт. Некоторых кураторов мы попросили поделиться своими впечатлениями от семинара и МКШ. Александр Яновский, магистр в Южном Федеральном университете и преподаватель физики в общеобразовательной школе Ростова-на-Дону, один из кураторов проекта "Портативная электростанция", приехал на МКШ впервые: "Мне очень нравится. Дети хотят учиться, сами задают вопросы, даже не связанные с проектами. Один школьник, тоже из Ростова приходит и говорит: а термоядерный реактор-то как делается?! Были ожидания увидеть мотивированных детей, и я это увидел. Семинар для учителей мне также понравился тем, что был контакт между заинтересованными коллегами, которые хотят что-то делать. Я получил ценные знания о проектном обучении, которые мне пригодятся в моей работе. Также хотелось бы продолжить традицию участия в МКШ и в будущие годы". Ростислав Дорский, инженер электронщик, заместитель начальника отделения в Московском опытно-конструкторском бюро "Марс", преподаватель Московского авиационного института, куратор проекта "Портативная электростанция": "В МКШ я участвую давно, начал еще студентом в 90-м году. На сегодняшний день в школе уже побывали две мои дочери, одной из которых 30 лет, а другой 16. У меня достаточно большой опыт преподавания в целом и физики в частности, еще со студенчества. Меня привлекает в МКШ то, что, во-первых, здесь мотивированные дети, во-вторых, необычная модель образования. Основной упор идет на самостоятельную деятельность школьников, и они в процессе совершают какие-то открытия. В нашем проекте хочется прежде всего показать детям, что инженерная деятельность это принятие обоснованных решений. Инженер не действует наугад. Где-то проводится исследование того, что неизвестно, а где-то принимаются решения, которые должны быть обоснованы расчетом". Также Ростислав Дорский отметил, что в МКШ идет такое погружение в тему, что за две недели можно буквально пройти программу семестра. Это связано с тем, что процесс обучения здесь не останавливается, помимо выделенных часов на разработку проекта есть возможность в течение всего дня обдумывать, исследовать, задавать вопросы и совещаться. Иван Казача, студент 1-го курса ИТМО, инженер радиотехники, куратор проекта "Космическая миссия", сам неоднократно был учеником, затем несколько раз стажером и впервые в этом году приехал на семинар "Учителя будущего" и МКШ в качестве куратора: "Во время семинара нам было прочитано несколько установочных лекций по методу преподавания через проектную деятельность. Как должна быть построена работа слушателей, чтобы в проекте они сами получали все выводы, которые обычно в школе даются написанием на доске учителем. Вся сложность проектного преподавания состоит в том, чтобы не рассказывать, а подсказывать, задавать наводящие вопросы, а не давать готовое решение. Интересно почувствовать себя в роли преподавателя. Мне нравится, что я помогаю детям разобраться в базовых вещах, которые в школе, к сожалению, проходят либо мельком, либо пропускают. В школьном образовании по физике есть большая проблема. В нем физика и математика абсолютно оторваны друг от друга. Например, когда в механике возникают вектора и потребность работать с ними, то в математике они по программе начинаются через год или два, и это критично. И вот наш проект как раз нацелен на то, чтобы дать даже не физику и программирование, а именно математический аппарат, необходимый в физике: вектора, систему уравнений, разложение по координатам и научить с этим работать. Мне нравится видеть, как мои подопечные всё лучше и лучше разбираются в теме". Максимальный возраст участия в МКШ в качестве слушателя 16 лет. Многие приезжают на школу по нескольку раз, затем стремятся к участию в качестве стажеров и кураторов. На вопросы о том, что понравилось, ученики все как один отвечают, что понравилось всё.
Мария КАРПОВА, фото из архива школы
|
|