| ||||||
Лекторий Дома ученых Союз искусства, наук и технологийЭмоциональные мнения, море вопросов, дискуссия с докладчиком - это реакция на лекцию "Art&Science. Искусство на грани науки", которая прошла 26 февраля. Шокирующие, спорные, непривычные - такими предстали произведения Art&Science. Оценивать их оставим искусствоведам и философам. Но заглянуть в "приоткрытое окно" и понаблюдать, куда на этот раз вильнула человеческая мысль, а за ней и руки, вооруженные разнообразными инструментами и технологиями, пожалуй, стоит.Дмитрий Булатов начал лекцию с предыстории: "В конце 90-х годов мы поставили перед международным художественным сообществом вопросы о взаимосвязях искусства и науки и отрефлексировали международное состояние дел в этой области, как обычно это происходит за счет кураторских исследований, книг, изданий, конференций... И это произошло задолго до того, как сама тема искусства и науки стала рассматриваться в России в качестве феномена, заслуживающего внимания. О взаимодействиях искусства и науки принято говорить очень много, но сам тренд как явление сформировался в новейшее время не так уж давно". Art&Science - это такая область современного искусства, представители которого используют различные концептуальные основания, научноисследовательские методики и технологические подходы при создании своих произведений. Здесь Дмитрий Булатов подчеркнул, что это определение дано представителем искусства. Если спросить ученого или DIYспециалиста (от англ. do it yourself, сделай сам), скорее определение прозвучит как некая третья область, не принадлежащая в полной мере ни искусству, ни науке.
"Искусство работает с метафорами, - говорит Д.Булатов. - Art&Science усложняет, уплотняет понятие метафоры за счет обеспечения физического носителя художественного сообщения различными свойствами, характеристиками, которые мы называем метаболическими - роста, изменчивости, автосохранения, репродуктивности... Давайте представим некий живой либо полуживой артефакт, который находится в зале музея, галереи либо центра современного искусства и требует не только присмотра, но и тщательного ухода, заботы. И мы понимаем, что имеющаяся художественная система… тотально не приспособлена для такого рода произведений искусства. Все эти нечеловеческие агенты, взаимодействуя друг с другом, начинают формировать довольно сложную системную целостность, новое пространство существования искусства, где человеку отводится всё меньшая роль". Далее последовал рассказ о наиболее значимых проектах, с которыми лектор работал в разных странах, в том числе в качестве куратора, то есть специалиста, знающего, как это работает изнутри. Первая категория - проекты, которые тем или иным образом обозначают проблематику границ живого и не живого. Одна из значимых работ последнего десятилетия - совместный проект коллектива нейробиологов под руководством доктора Стива Поттера в Институте технологии Атланты (США) и группы австралийских художников Sembiotica. Он назывался MEART - "Полуживой художник". Это биокибернетическая инсталляция, которая соединяет нейроны крысы с рисующим робоманипулятором, то есть преобразует электрическую активность нервных клеток в двигательные инструкции. Стив Поттер общую задачу этого проекта сформулировал так: "Мы пытаемся создать сущность, которая со временем будет развиваться, учиться и выражать себя через искусство".
Проект MEART Вторая категория: человеческое - не человеческое. И здесь заслуживает внимания перформанс французской художницы Марион ЛавальЖанте "Да живет во мне лошадь". Она ввела в свой организм сыворотку лошадиной крови (этому предшествовала подготовка на протяжении нескольких месяцев - художница вводила лошадиный иммуноглобулин). Произошедшее с ней она назвала митритизацией - в честь царя Митридата IV, который, согласно преданию, вырабатывал в себе иммунитет к ядам, постепенно повышая дозу. Марион рассказывала, что после инъекции чувствовала себя сверхмощной, сверхчувствительной, испытала состояние человека, дополненного новым спектром эмоций. Как отметил Д.Булатов, этот проект интересен, потому что в нем содержится определенное видение будущего - стирание опыта и предоставление возможности пережить чтото как в первый раз может стать основой экономики постбиологического общества. Art&Science работает также с искусственной материей, которая так или иначе проявляет признаки сознания. Проект немецкочешского дуэта Бенжамина Мауса и Прокопа Бартоничека "Иллер" - это роботизированный агент, который при помощи обученной нейросети сортирует речную гальку по геологическому возрасту, цвету, размеру. Камни фотографируются, определяются свойства, и манипулятор начинает раскладывать их по заданным категориям. В результате создается геологическая история реки. В современном технологическом искусстве такой подход получил название deep media - область исследований на стыке искусства, философии и науки.
Проект "Иллер" Проект американского художника Калеба Ларсена "Инструмент для обмана и убийства" внешне напоминает произведение Малевича, только в объемном исполнении - черный куб. Единственная цель его - автоматически выставлять себя на продажу: каждые 10 минут при помощи компьютерной программы он связывается с интернетаукционом и проверяет, включен ли в список лотов. Если нет, объект сам открывает новые торги и назначает цену, на которой закончился прошлый аукцион. Когда куб узнает, что он продан, немедленно запускает новый цикл продаж, уже от нового владельца. Таким образом из традиционной схемы функционирования произведения художник изъял человека. К третьей категории относятся работы, которые вслед за Мишелем Фуко лектор называет "Техники себя" - разного рода практики жизни, при помощи которых происходит становление человеческой сущности. В случае Art&Science это произведения, которые воздействуют на человека через различные когнитивные каналы. Например, в 1965 году американский композитор Элвин Люсьер представил вниманию публики перформанс "Музыка для исполнителя соло", основанный на методах биологической обратной связи. Художник контролировал биопотенциал собственного мозга, который генерировал альфаритмы для управления различными звукопроизводящими устройствами. В этом проекте человеческий мозг выступал не как центр познания и репрезентации, а в роли перформативного посредника. Этот миниконспект лекции не включает и половины представленных проектов. Он публикуется для того, чтобы читатели, заинтересовавшись, могли найти более подробную информацию о произведениях, фестивалях, авторах Art&Science, в том числе российских. Лекции и интервью Дмитрия Булатова в достаточном количестве представлены в интернете. Галина МЯЛКОВСКАЯ
|
|