Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 47 (4745) от 5 декабря 2024:


№ 47 в формате pdf
 

Молодежь и наука

ОИЯИ сближает университеты

В ноябре для 18 студентов университетов Египта началась международная студенческая практика в ОИЯИ. На экскурсиях в лабораториях они познакомились с комплексом NICA, суперкомпьютером "Говорун", пультом управления коллаборации NOvA, с остальными базовыми установками Института - на интерактивной выставке в Доме культуры "Мир", побывали в университете "Дубна" и съездили в Москву. В остальное время ребята работали над учебно-исследовательскими проектами под руководством сотрудников лабораторий.

22 ноября третий этап международной студенческой практики завершился отчетами студентов по выполненным работам. Впечатлениями от прошедшей практики поделились некоторые студенты и руководители их проектов.

А.С.Селюнин (ЛЯП): Я один из руководителей проекта "Современные фотодетекторы и их применение", основной куратор - Н.В.Анфимов. Наша группа занимается фотодетекторами и их использованием в физике элементарных частиц и других областях. Самир Хасанен выбрал проект в нашей группе и почти две недели провел в нашем коллективе. Мы прочитали ему вводную лекцию в физику фотодетекторов, рассказали о вакуумных фотоумножителях, но больше сфокусировались на современных фотодетекторах, так называемых кремниевых фотоумножителях. Он познакомился с некоторыми экспериментальными данными, электроникой и программным обеспечением. Самир активно учился, параллельно с лекциями изучал материал, который мы ему предоставляли.

Самир Хасанен (Университет Даманхура, на фото): Я изучил фотоэлектронные умножители и кремневые фотоэлектронные умножители, а также области их применения. Они способны детектировать единичные фотоны, это непростая задача, чаще регистрируются большие светимости. Я учусь в магистратуре, работаю ассистентом в департаменте физики и в моей магистерской работе исследую весь диапазон оптоэлектроники - от электрики до фото­электронных умножителей. Знания, которые я получил здесь, после возвращения в Египет я использую, когда буду заниматься нанофотоникой. Я надеюсь вернуться сюда для подготовки и защиты кандидатской диссертации в области фотодетекторов.

В.В.Лобачев (ЛНФ): Наш сектор занимается междисциплинарными исследованиями культурного наследия с использованием нейтронного активационного анализа. Учебный проект "Ядерные и родственные аналитические методы в археологических и экологических исследованиях" ведут А.Ю.Дмитриев и В.Бадави, а я немного помогал студенткам Минне и Нуре. Они прошли весь путь обучения нейтронному активационному анализу, включая пробоподготовку, облучение, снятие спектров наведенной активности, их обработку и получение массовых долей элементов. Я считаю, они получили серьезный опыт, и им удалось вместить достаточно объемную работу в десятиминутный доклад, что очень хорошо. Выступали они и отвечали на вопросы очень уверенно. Это заслуга Ваеля Бадави и Андрея Юрьевича, которые хорошо подали им материал.

Минна Элномени (Минуфия университет): Тема проекта была по моей специальности, я биолог, специализируюсь в области между биологией и нейтронным активационным анализом, занимаюсь определением концентраций тяжелых металлов и их влиянием на ткани и органы. Практика была очень полезной для меня. Мы бы хотели сюда вернуться для выполнения небольших проектов.

Нура Магди Салех (Университет Даманхура): Я - физик, и этот проект оказался очень интересным приложением, которое я могу использовать в своей области знаний в будущем. Вернуться в ОИЯИ было бы для меня очень интересно.

Биджан Саха (ЛИТ): В нашем с Виктором Рихвицким проекте "Ускорение в позднее время и роль темной энергии: теоретические и численные решения" теоретической работой занимались два студента Рифат Мохаммед и Рахим Хуссейн. Мы рассматривали модель Фейнмана и сравнивали экспериментальные данные с теоретическими результатами. Пришлось знакомить ребят с теоретическими основами, необходимыми для изучения этой задачи, они, например, не изучали Общую теорию относительности. Конечно, практика слишком короткая, тем более когда что-то приходится объяснять с нуля. Я предложил свою помощь: если они хотят двигаться дальше в этой тематике, можно поддерживать связь и продолжать работу.

Растет ли популярность среди египетских студентов практики в ОИЯИ год от года, спрашиваю у руководителя практики профессора Моны Эль-Наа (Египет):

- Да, популярность увеличилась за эти годы, количество желающих участвовать с каждым годом растет, увеличивается и число заявок.

А число университетов, участвующих в этой практике, тоже увеличивается?

- Можно сказать, что число университетов растет, но число студентов год от года остается примерно одинаковым, поскольку оргкомитет в первую очередь обращает внимание на уровень подготовки студентов.

Следите ли вы за дальнейшей научной судьбой бывших участников практики?

- Да, мы поддерживаем с ними связь. Можно отметить, что участие в этой практике дает мощный старт в научной карьере, некоторые преференции в будущем. Студенты, участвовавшие в этих практиках, вновь возвращаются в ОИЯИ или начинают работать в других исследовательских организациях. Можно сказать, что эта практика оказывает положительный эффект на дальнейшую карьеру студентов.

Хотели бы вы предложить какие-то изменения в программу практики?

- Я бы хотела, чтобы увеличилась ее продолжительность, было расширено число исследовательских проектов с тем, чтобы большее число студентов, которые занимаются в различных областях науки, могли быть вовлечены в эту программу.

А студенты уже вносят свои новшества: одна из студенческих презентаций заканчивалась такой версией слогана Объединенного института "Наука сближает народы" - "ОИЯИ сближает университеты".

Ольга ТАРАНТИНА,
перевод Елены КАРПОВОЙ и Александра СЕЛЮНИНА,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер