Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 5 (4502) от 13 февраля 2020:


№ 5 в формате pdf
 

Наш вернисаж

Физики и лирики

Образы дубненских физиков-теоретиков в живописи

"Физики - меценаты искусства; они устраивают в своих институтах выставки современных художников. В Дубне это особенно хорошо видно"

Ханна Кралль ("К востоку от Арбата", глава "Физики", 1972)

То, что наши выдающиеся ученые никогда не были обделены художественными талантами, а зачастую даже выступали прототипами героев произведений в различных видах искусства, известно многим. Примеров тому немало в литературе, поэзии и кинематографе. Но оказалось, что в середине 1960-х в ОИЯИ работала группа профессиональных художников, которая создала серию портретов наших знаменитых физиков. Поскольку эти факты известны далеко не всем, остановимся на этом более подробно.

В 1964 году московский художник Михаил Асатурович Канаян (1931-2015) был участником зональной выставки "Москва-столица нашей Родины", на которой представил свою работу "Теоретики", написанную, по его словам, "в городе науки Дубне". Художественные критики сразу отметили эту картину, контекст которой был тесно связан с атмосферой того времени. Вскоре репродукция картины стала доступна широкому зрителю: она была напечатана в предновогоднем выпуске журнала "Огонек" 1964 года тиражом более 1,8 млн экземпляров. Спустя три года полотно было закуплено Министерством культуры СССР для Третьяковской галереи. В 1975 году монохромную репродукцию этого полотна разместили в отрывном календаре Политиздата (листок от 15 апреля 1976 года) общим тиражом 16,5 млн экземпляров.

Возможно, читателю будет интересен небольшой анализ этого произведения, проведенный кандидатом экономических наук, магистром истории искусств, доцентом РАНХиГС М.А.Роговым в его статье "Теоретики". Этюд по иконографии позднего "сурового стиля" (Новосибирский государственный художественный музей, 2018, 4 (34):

"На этой картине ученые изображены в подробно написанном интерьере научного учреждения у доски с диаграммами Фейнмана, описывающими квантовую теорию поля. Между обоими персонажами первого плана возникает своего рода параллель происходящему у доски диалогу или "интеллектуальная дуэль". Канаяна очень интересует задача выстраивания персонажей и подробно переданный интерьер научного института. Художник не только тщательно воспроизводит детали обстановки, но и подчиняет художественным задачам геометрические фигуры, начертанные на доске. Например, нисходящая диагональ (из верхнего левого угла в нижний), сообщающая статичной сцене необходимое ощущение динамики, продолжается линиями диаграмм. Этот интерес к интерьеру связан, видимо, с тем, что в это время, по меткому выражению искусствоведа А.Бобрикова, "как внутренняя оппозиция первоначальному "большому суровому стилю" возникает тихий "бидермайер".

Мужчина слева показан в профиль, сидящим в кресле лицом к персонажу в очках, который, отвернувшись от дискутирующих у доски, сидит напротив, в правой части картины, за полированным журнальным столиком с цветочной вазой и чашками. Слева стоит большелобый юноша с чубом, в пестрой рубашке. Еще герой - слушатель, стоит спиной к зрителю, согнув руку. Наконец, последний персонаж - высокий светловолосый слушатель, "оппонент", обращен к рассуждающим у доски. Философской созерцательности и "интеллектуальной дуэли" персонажей сопутствует теплый колорит и ощущение сентиментального уюта, которые создают дымящаяся сигарета и чайные пары с вазой цветов.

В этом "бидермайере", в неспешной беседе интеллектуалов, в вызывающе спокойной фигуре курильщика с облачком дыма над ним уже просматривается постмодернистская ирония снижения пафоса персонажей, здесь все проникнуто эстетикой футуристического дизайна в стилистике "людей в белом" позднего "сурового стиля", а конкретика содержания написанного на доске, напротив, по-модернистски деловито отражает текущие научные поиски, так же, как и портретное сходство с вероятными прототипами".

По поводу реальных прототипов, скорее всего, М.А.Рогов прав. Во всяком случае, лично мне показались узнаваемыми два реальных теоретика на этой картине. Может быть, и читатели еженедельника узнают кого-нибудь из персонажей этого произведения.

Кроме картины "Теоретики" М.А.Канаян в том же 1964 году написал портрет академика Н.Н.Боголюбова, который в настоящее время хранится в Таганрогском художественном музее.

В 1964 г. в журнале "Огонек", где была размещена картина М.А.Канаяна, публиковалась статья Народного художника РСФСР В.Нечитайло под названием "Творческое соревнование", написанная об участниках московской зональной выставки "Москва - столица нашей Родины". Там есть следующие строки: "Большая группа художников нашла свои сюжеты в подмосковной Дубне. Ряд портретов ученых написали там М.Канаян, К.Максимов, В.Ленивцев".

С работами М.А.Канаяна нам теперь все понятно. Удалось найти информацию и о том, что в Художественном фонде РСФСР хранится портрет члена-корреспондента АН СССР, первого директора ОИЯИ Д.И.Блохинцева (холст, масло, 93х103) кисти советского живописца, народного художника РСФСР Константина Мефодьевича Максимова (1913-1994 гг.). Отыскать его пока не удалось. Однако работа московского живописца Владимира Адриановича Ленивцева (родился в 1927 г.), выполненная в Дубне в 1964 году, нашлась: это портрет профессора Якова Абрамовича Смородинского, которого до сих пор помнят сотрудники нашего Института. Кстати, бард Ю.Ч.Ким в одном из своих многочисленных интервью о Дубне рассказывал, что именно Я.А.Смородинский рекомендовал его в 1965 году в школу Колмогорова.

P.S. До 24 февраля в выставочном зале ДК "Мир" экспонируется выставка работ почетного гражданина Дубны, основателя художественной школы Ю.И.Сосина, приуроченная к 90-летию со дня его рождения, на которой можно увидеть портреты еще двух выдающихся ученых ОИЯИ - Б.М.Понтекорво и В.П.Джелепова.

Любовь ОРЕЛОВИЧ,
с большой благодарностью М.А.Рогову за помощь в подготовке материала.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер