Объединенный институт ядерных исследований

ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК
Электронная версия с 1997 года
Газета основана в ноябре 1957 года
Регистрационный № 1154
Индекс 00146
Газета выходит по четвергам
50 номеров в год

Номер 4 (4450) от 31 января 2019:


№ 4 в формате pdf
 

На сессиях ПКК

На одном из важных направлений

Целью проведения совместного заседания ПКК по ядерной физике и физике частиц, которое открыл директор ОИЯИ В.А.Матвеев, стали оценки проектов и тем, осуществляемых в Институте в области физики нейтрино, астрофизики и темной материи.

Основные положения своего доклада на совместном заседании для представителей СМИ ОИЯИ прокомментировал директор Лаборатории ядерных проблем имени В.П.Джелепова Вадим Бедняков:

- Самый главный наш проект - это Байкальская нейтринная обсерватория. Там достигнут очень большой прогресс: буквально за несколько лет мы создали почти треть детектора, и в этом году планируем перевезти и поставить еще два кластера. Это беспрецедентный результат, и хочется верить, что и дальше все пойдет так же успешно. Дирекция нам помогает, есть ресурсы, достаточное финансирование, все делается для дальнейшего продвижения проекта. Сейчас мы перешли к стадии массового производства оптических модулей и в связи с этим появились новые проблемы, но мы нашли пути их решения.

Второй проект - это многоцелевой международный эксперимент JUNO в Китае. Мы хотим и будем там вторыми после китайских коллег, наш вклад очень большой, там работает замечательная команда, в нее входят молодые ребята, настоящие энтузиасты, и я думаю, успех здесь гарантирован.

Третье направление для нас особенно интересно потому, что связано с исследованиями на Калининской атомной станции, где тоже работает очень хорошая команда под руководством Виктора Бруданина, Вячеслава Егорова, Евгения Якушева. Мы ожидаем прорыв в детектировании когерентного рассеяния на ядрах. Это направление мне представляется очень важным и интересным - здесь в прошлом году тоже были получены хорошие результаты и заложены основы, чтобы мы добились того, к чему стремимся.

Что касается проекта NOvA - это, если мне не изменяет память, инициатива предыдущего директора ЛЯП Александра Ольшевского, ОИЯИ присоединился к NOvA на той стадии, когда установка была уже создана, пришли хорошие молодые специалисты, начали обрабатывать данные, придумывать новые задачи... Мы рассматриваем наше участие в проекте NOvA как важный шаг к новому, наиболее продвинутому, нейтринному эксперименту DUNE в Фермилабе. Это большая и многофункциональная нейтринная обсерватория с целым рядом детекторов.

Оказалось, что наше участие в проекте NOvA стало неким драйвером проникновения самой передовой компьютерной "культуры" из физики высоких энергий в нейтринные исследования, которая позволяет моделировать процессы и получать новые данные на самом передовом и современном уровне, и в этом огромный плюс нашего участия в проекте NOvA.

Своеобразие проекта "Тайга" связано с тем, что это установка гибридного типа, и она нацелена на то, чтобы регистрировать потоки космического гамма-излучения, а также космические лучи. Она находится почти в той же точке земной поверхности, что и Байкал. И это привлекательно, поскольку современные модели образования космических фотонов и нейтрино таковы, что высокоэнергетические фотоны и нейтрино имеют практически "одинаковое происхождение" - от распадов пионов: нейтрино - заряженных, фотоны - нейтральных, и если ожидаемый баланс будет наблюдаться, мы будем понимать, как возникают, ускоряются космические лучи, откуда они берутся. Наша команда там занимается созданием черенковских телескопов.

Есть еще задача - детектирование темной материи. Она чрезвычайно сложная, потому что, вообще говоря, невозможно доказать, что те сигналы "темной материи", которые мы ожидаем увидеть, скажем, на детекторах LHC, действительно подтверждают существование темной материи. Это комплексная задача, в принципе "Байкал", JUNO и другие детекторы нейтрино большого объема будут пытаться зарегистрировать сигналы так называемого непрямого детектирования темной материи, когда в космических объектах большой величины, типа Солнца или центра галактики, накапливаются частицы темной материи, аннигилируют и порождают нейтрино и другие проникающие частицы, которые и регистрируются. В частности, есть несколько работ коллаборации "Байкал", которые дают ограничения на потоки частиц темной материи из Солнца. Так что не случайно, что помимо задачи прямого детектирования темной материи в экспериментах EDELWEISS и DarkSide, вопросы косвенного детектирования темной материи входят в сферу действия нейтринной программы ОИЯИ.

Материал подготовил Евгений Молчанов,
фото Елены ПУЗЫНИНОЙ.
 


При цитировании ссылка на еженедельник обязательна.
Перепечатка материалов допускается только с согласия редакции.
Техническая поддержка -
ЛИТ ОИЯИ
   Веб-мастер